История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Захват балтийских островов Германией в 1917 г.


Захват балтийских островов Германией в 1917 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Высадка немецких войск у Лигола— Покка началась после 7 час. и продолжалась около четырех часов. В районе высадки оказались только посты и разъезды 3-й сотни Аренсбургского пограничного дивизиона, поэтому противник, почти не встретив здесь противодействия, начал сразу же развивать наступление на Аренсбург и Оррисар. У Па- мерорта им была установлена сигнальная станция для передачи штабу морских сил в операции сведений о движении русских кораблей на Кас- сарском плесе. Кроме этой станции за плесом наблюдали несколько разведывательных самолетов.
Корабли флотилии искателей, обследовавшие Соэло-Зунд и промерявшие фарватер, обстреляла береговая батарея у Серро (о. Даго). Два миноносца получили повреждения. Подошедшие линейный корабль «Байрен», крейсер «Эмден» и 15 миноносцев открыли массированный огонь по батарее, нарушили ее боевую связь, уничтожили первое орудие. Остальные орудия продолжали состязаться с 17 боевыми кораблями врага. На следующий день немцы высадили большую подрывную партию для уничтожения батареи, но подрывники нашли на ее месте лишь груды металла и камня. Израсходовав весь боеприпас, личный состав уничтожил батарею и отошел.
После этого немецкие корабли получили возможность беспрепятственно проходить через Соэло-Зунд. Это обстоятельство заставило русское командование выслать на Кассарский плес свои силы. Сюда прибыли эскадренные миноносцы «Генерал Кондратенко», «Пограничник» и несколько позже канонерская лодка «Грозящий», которые заставили отойти в Соэло-Зунд прорвавшийся на Кассарский плес миноносец противника. Затем «Грозящий», обнаруживший в проливе тральщики, а перед проливом — германские линейный корабль, крейсер н эсминцы, ведшие бой с батареей у Серро, открыл огонь по неприятельским кораблям, обстреливавшим батарею. Почти одновременно, около 16 час., в Соэло-Зунде показались 7 неприятельских эскадренных миноносцев, начавших под прикрытием огня крейсера «Эмден» прорыв на Кассарский плес. Русские корабли немедленно перенесли на них огонь. Бой шел на дистанции 70 каб. Два германских миноносца получили тяжелые повреждения и под прикрытием дымовой завесы были выведены из боя65. Остальные корабли продолжали прорыв и, пройдя пролив, сосредоточили огонь на канонерской лодке «Грозящий», которая получила три попадания. Ведя бой на отходе, русские корабли добились попадания еше в один неприятельский эскадренный миноносец. В 17 час. 50 мин. в район боя подошел эскадренный миноносец «Десна», который на третьем залпе добился накрытия. Германские корабли, поставив
дымовую завесу» отошли к проливу. Вследствие наступившей темноты бой прекратился.
На помощь русским дозорным кораблям подошли еще эскадренные миноносцы «Гром», «Забияка», «Изяслав» и «Новик». В ночь на 30 сентября в дозоре были оставлены «Забияка» и «Гром».
Таким образом, задача, поставленная перед германскими леший силами, — вытеснить русских с Кассарского плеса — осталась невыполненной. Русские корабли в упорном бою нанесли противнику серьезные потерн и заставили его отступить. Особенно в этом бою отличились революционные моряки канонерской лодки «Грозящий», которые, по отзыву их командира, отлично ИСПОЛНИЛИ свой воинский долг66.
На следующий день германское командование не возобновляло попыток прорваться на Кассарский плес, хотя, как утверждает Чишвиц, германский флот усиленно стремился проложить себе дорогу в Малый Зунд. Это для него было тем более необходимо, что на предмостной позиции у Оррнсара положение после упорных боев сильно обострилось. В течение дня корабли обеих сторон вели только артиллерийскую перестрелку.
Чтобы закрыть для германских кораблей доступ на Кассарский плес, было решено в ночь на 1 октября затопить в Соэло-Зундском канале пароход «Латвия» и к востоку от него выставить минное заграждение с надводного заградителя «Припять». Выполнить эту задачу к удалось вследствие того, что пароход «Латвия» сел на мель и все попытки снять его не увенчались успехом. Не удалось выставить и минное заграждение, так как «Припять» была послана на постановку мин без какого-либо обеспечения. Учитывая, что мины нужно было ставить в пределах дальности действительного огня корабельной артиллерия противника, судовой комитет заградителя решил постановку мин отложить. Следует отметить, что это решение было неоправданным и вытекало, видимо, из непонимания обстановки, сложившейся в районе Соэло-Зунда. Условия благоприятствовали выполнению задачи: плохая видимость и дождь способствовали скрытности постановки.
Германские войска развивали наступление в глубь о. Эзель на двух направлениях: восточном (Оррисар) и южном (Сворбе). В ночь на 30 сентября создалось угрожающее положение на ориссарской предмостной позиции. Подвижные германские части с ходу пытались форсировать дамбу, соединяющую о. Эзель и о. Моон, но, встреченные сильным огнем береговой полевой артиллерии с последнего, немцы отступили. Поддержка корабельной артиллерии, столь необходимая для них. в этот момент отсутствовала. 67
Первыми защитниками дамбы явились взвод 3*й сотни Аренсбург- ского конного дивизиона и часть солдат Ориссарского промежуточного этапа, оттесненные сюда противником. Чтобы стабилизировать положение в районе дамбы, комитет морских сил Рижского залива срочно сформировал отряд моряков из личного состава линейных кораблей и крейсеров. Отряд занял предмостную оррисарскую позицию и прочно удерживал ее с помощью артиллерии' и бронеавтомобилей с о. Моон. В дальнейшем сюда был переброшен Ревельский ударный батальон. Ожесточенные бои у дамбы продолжались до 2 октября *.
Части 107-й пехотной дивизии отступали частью сил на Оррисар, а частью на Сворбе, ведя ожесточенные бои, порой переходившие в рукопашные схватки. Управление войсками было потеряно главным образом из-за нарушения телефонной связи — единственного средства связи на всем огромном протяжении фронта. 30 сентября германские части стремились прорваться к Аренсбургу и Оррисару и установить связь с самокатными подразделениями, находившимися перед предмостной позицией, а также выйти к Сворбе, чтобы блокировать его с севера. Особенно упорные бон происходили на оррисарском направлении в районе Удуверс, Кельяла, Томмель. В ночь на 1 октября у Оррисара, атакованные со стороны дамбы, а также с тыла отступавшими к дамбе подразделениями 107-й пехотной дивизии, немцы вынуждены были очистить предмостную позицию.
Как свидетельствует западногерманский историк В. Мельцер, эти бои привели к критическому положению, так как плохие дороги задержали подход немецких подкреплений, а русские отчаянно сражались2.
Чтобы поддержать свои сухопутные войска в районе Оррисара, командование операции решило во что бы то ни стало с утра 1 октября прорваться крупными силами на Кассарский плес. С этой целью перед Соэло-Зундом были сосредоточены 2-я флотилия и 13-я полуфлотилия эскадренных миноносцев, крейсер «Эмден» и линейный корабль «Кайзер». - -
Утром 1 октября из Куйваста в дозор на Кассарский плес вышли эскадренные миноносцы «Победитель», «Гром», «Забияка», «Константин» и позже канонерская лодка «Храбрый». В Моонзунд из Лапвика был вызван крейсер «Адмирал Макаров», который к 18 час. благополучно прошел пролив. Для поддержки эскадренных миноносцев к о. Шильдау вышел линейный корабль «Гражданин».
Вследствие того что в море у западного входа в Соэло-Зунд находился неприятельский линкор, русский дозор стал на якорь на дистан- 1
ции 125 каб. от него, по растянутой линии на меридиане м. Павасте- I рорт.
В 13 час. 40 мин. «Храбрый» снялся с якоря для осмотра побережья о. Эзель, а через пять минут «Кайзер» открыл огонь по кораблям дозора, которые немедленно стали сниматься с якоря. Снаряд одного из первых залпов германского линейного корабля попал в машинное отделение эскадренного миноносца «Гром» и вывел из строя обе | турбины. Эсминец накренился на левый борт и сильно запарил. «Храбрый», отошедший в это время от отряда на 1,5 мили, немедленно повернул к поврежденному кораблю и, пришвартовавшись к нему правым : бортом, повел его в Моонзунд. Двукратная попытка остальных дозорных эсминцев закрыть «Гром» дымзавесон не удалась, так как сильный ветер относил дым в сторону. В связи с тем что на «Громе» заклинило руль, «Храбрый» шел под одной машиной; парение «Грома» закрывало корабли и мешало наблюдению. Около 14 час. 30 мин. дозорные корабли вышли из сферы огня германского линейного корабля. В это время нашел туман, который затянул канал и находившиеся за ним корабли противника. Используя благоприятную обстановку, 17 германских эсминцев в 15 час. 30 мин. на большом ходу начали прорыв на Кассарскнй плес. «Кайзер» вновь открыл огонь. При проходе через канал 4 эсминца выскочили на камни на узком фарватере, а остальные продолжали прорыв. Войдя на Кассарскнй плес, они открыли огонь но русским дозорным кораблям, маневрировавшим в 10 милях от Созло- Зунда курсами север—юг для прикрытия отхода поврежденного «Грома». Русские корабли открыли ответный огонь с дистанции 65 каб. Топа германские эсминцы разделились на две группы, стремясь охватить русские миноносцы и поставить их в невыгодные условия. В этом неравном бою вновь показали свои отличные качества 102-мм орудия з 60 калибров длиной, которыми были вооружены эскадренные миноносцы типа «Новик». В самом начале боя точным огнем русских артиллеристов были выведены из строя еще два корабля противника.
Сближаясь на большом ходу с дозорными кораблями, германские миноносцы вели сильный перекрестный огонь. Ввиду большого численного превосходства врага русские эскадренные миноносцы начали отход на восток. «Храбрый» и «Гром» также вели огонь из своих кормовых орудий. Пытаясь прикрыть поврежденный «Гром», по которому немцы сосредоточили весь свой огонь, русские корабли несколько раз заходили ему в корму, но после нескольких накрытий, когда на «Забияке» было сбито кормовое орудие и повреждено по одному орудии на «Победителе» и «Константине», эсмийцы начали отход. В 15 час. 40 мин. они перешли на левый траверз «Храброго» и поднятой нш большой волной раскачали канонерскую лодку. Швартовы, заведенные «Храбрым» на «Гром», лопнули, буксировка поврежденного эемннаа
прекратилась. Вскоре в «Гром» попали новые снаряды. Из разбитых паро- и нефтепроводов по палубе растеклись нефть и мазут. На корабле начался пожар. Однако, несмотря на это, а также на крен, достигавший 15°, команда «Грома» продолжала вести бой с врагом. К носовой части эскадренного миноносца подошла канонерская лодка «Храбрый» и приняла с него команду. Попытка командира «Храброго» буксировать дальше поврежденный корабль из-за увеличивающегося крена последнего и сосредоточенного огня противника не увенчалась успехом. Убедившись, что «Гром» вывести из боя не удастся, канонерская лодка «Храбрый» отошла от него и на дистанции 40 каб. открыла огонь по выдвинувшемуся миноносцу противника всем бортом. Через несколько минут неприятельский миноносец запарил, накренился и затонул. «Храбрый» начал отход на восток со всем отрядом, ведя огонь из своего кормового орудия. Выло отмечено попадание в эскадренный миноносец противника, подходивший к «Грому».
В последний момент, когда «Храбрый» с командой «Грома» начал отходить от поврежденного эсминца, на палубу «Грома» перепрыгнул минно-машинный старшина Федор Самончук. Смелый моряк решил торпедировать подходивший миноносец противника, а затем взорвать свой корабль, чтобы он не достался врагу. Когда немецкий миноносец оказался на небольшой дистанции в угле обстрела торпедного аппарата, Самончук выстрелил торпеду. Раздался сильный взрыв, и миноносец затонул. Затем Самончук бросил факел в артиллерийский погреб «Грома». Раздался взрыв, и корабль медленно стал погружаться в воду. ‘
Отважный старшина, выброшенный взрывной волной за борт, попал в плен, из которого он вскоре бежал. Долгие годы его судьба оставалась неизвестной. Во время Великой Отечественной войны он дрался с немецко-фашистскими захватчиками в рядах народных мстителей партизанского соединения дважды Героя Советского Союза Ковпака. 25 июля 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за подвиг в бою на Кассарском плесе Федор Евдокимович Самончук был награжден орденом Красного Знамени.
Канонерская лодка «Храбрый», эскадренные миноносцы «Константин», «Победитель» и «Забияка» продолжали вести неравный бой с германскими миноносцами. На помощь им из Куйваста вышли эскадренные миноносцы 5-го и 6-го дивизионов. В 17 час. 40 мин., не выдержав огня русских кораблей, противник начал отход в Соэло-Зунд, не выполнив поставленной перед ним задачи.
В этом бою команды и преданные родине офицеры русских кораблей показали высокую выучку и героизм. Все попытки немцев пресечь коммуникации морских сил Рижского залива, связывающие их с тылом.
и этим парализовать боевую деятельность русских кораблей оказались напрасными.
Чтобы воспрепятствовать появлению в дальнейшем сил противника на Кассарском плесе, ночью 1 октября минный заградитель «Припять» и 3 теплохода поставили минное заграждение поперек Кассарского плеса, на меридиане Павастерорта. Причем условия для постановки были неизмеримо более сложными, чем ночью 30 сентября.
В последующие дни на Кассарском плесе не было сколько-нибудь крупных боевых столкновений. 3 октября в связи с попытками германских войск форсировать дамбу и выйти на о. Моон ожидался прорыв германского флота через Соэло-Зунд для высадки крупного десанта на северо-западное побережье этого острова. Командование морских ш Рижского залива вынуждено было подтянуть к Кассарскому плесу линейный корабль «Слава», который, выйдя на позицию, создал искусственный крен в 5°, чтобы обстреливать весь Малый Зунд, где появились германские миноносцы. Был поставлен на позицию у плеса для поддержки миноносцев и крейсер «Адмирал Макаров». Чтобы увеличить дальность стрельбы своих 203-мм орудий до 104 каб., он также образовал искусственный крен в 5°. Огонь «Славы» корректировался по радио, а крейсер стрелял по квадратам. Миноносцы обеих сторои вели перестрелку, а когда появились у Павастерорта германский транспорт и шлюпки в охранении миноносцев, артиллерийский огонь был сосредоточен на них. Закрываясь дымзавесамн, немцы быстро отошли на запад. К вечеру в этом районе были сосредоточены 3 русские канонерские лодки и все свободные эскадренные миноносцы.
За эти дни германский флот понес на Кассарском плесе значительные потерн: один эсминец подорвался на мине и затонул, один эсминес был подбит огнем «Славы», а два выскочили на мель. При тралении в Ирбенском проливе подорвалась на минном заграждении плавбаза тральщиков «Индианола».
Между тем на суше противник, подтянув крупные силы в ранэя Ориссара, сдержал натиск отходивших подразделений 107-й пехотной дивизии. Дамба несколько раз переходила из рук в руки. Во второй половине дня 2 октября командир дивизии приказал прекратить сопротивление и сдался в плен. Часть личного состава дивизии пробилась на п-ов Кюбоссар. Утром 3 октября к полуострову подошли 2 миноносца к 5 тральщиков, чтобы снять личный состав дивизии. Корабли были обстреляны полевой батареей противника, но ее быстро заставили замолчать. Огнем кораблей была рассеяна рота пехоту, и группа всадников. Высаженный десант подобрал много оружия и различных боеприпасов, но подразделений 107-й пехбтной дивизии не обнаружил.
Одновременно с попыткой проникнуть в Моонзунд со стороны Кассарского плеса германский флот предпринимал усилия для прорыва в Рижским залип. Большое число тральщиков неоднократно начинали траление мин в Ирбенском проливе, но каждым раз их отгоняла береговая батарея № 43, установленная на м. Церель. Немцы ясно понимали, что, не уничтожив эту батарею, они не смогут прорваться крупными силами в Рижским залив. Поэтому начиная с 1 октября германские линейные корабли обстреливали батарею с целью ее уничтожения или подавления. Церельская батарея успешно отвечала, заставив вражеские корабли повернуть на обратный курс. Тогда германское командование направило на Сворбе парламентеров, которые при содействии начальника боевого участка фон Кнюпфера пытались убедить личный состав батареи сдаться в плен. Но морские артиллеристы отвергли предложения врага. Через некоторое время к Сворбе подошли 3 немецких линейных корабля, и батарея добилась попадания в 150-мм батарею головного линейного корабля «Кайзер». И на этот раз противник оказался вынужденным уйти на запад. На другой день к полуострову подошли 2 линейных корабля. Их снаряды ложились в 1 км от батареи, только один из них упал в 50 м от нее. Снаряды батареи ложились возле линейных кораблей кучно, и корабли вновь отошли.
Одновременно значительные силы германских сухопутных войск наносили удар по русским войскам, защищавшим перешеек, соединяющий Сворбе с о. Эзель. Здесь героически сражался 425-й пехотный полк, который эпизодически поддерживали артиллерийским огнем эскадренные миноносцы «Украина» и «Войсковой». Их огонь был очень эффективен, однако противник продолжал наращивать силы. Преступное оставление Аренсбурга по приказу контр-адмирала Свешникова еще в первый день операции, когда не было непосредственной угрозы городу со стороны противника, облегчало действия противника, так как уход боевых кораблей из Аренсбурга лишал защитников п-ова Сворбе мощной огневой поддержки и в значительной мере ослаблял оборону ирбен- ской позиции. Оставление Аренсбурга сказалось и на моральном состоянии личного состава батареи и 425-го полка. Кроме того, батарея не имела кругового обстрела и не могла вести огонь на обратных дирек- трнссах. Отсутствие заблаговременно созданной сухопутной обороны делало положение батареи крайне тяжелым.
Командующий морскими силами Рижского залива не принял никаких мер для оказания помощи защитникам полуострова. Тогда личный состав батареи обратился за помощью к командованию флота, но и оно оставило его просьбу без ответа. Возмущенные команды линейных кораблей «Слава» и «Гражданин» в своей телеграмме командующему морскими силами Рижского залива потребовали послать их корабли в район Сворбе. 2 октября под давлением судовых комитетов к полуострову был направлен «Гражданин». Но к этому времени судьба Сворбе и 305-мм батареи была, по существу, уже решена. Немецкая
агентура и офнцеры-корннловцы разложили ее личный состав. Большая часть его покинула батарею и направилась к Менто, чтобы переправиться на материк. В это время батарея подверглась интенсивному обстрелу 2 линейных кораблей противника. Создавшаяся угроза захвата врагон батареи вынудила оставшуюся небольшую группу революционных моряков взорвать орудия и погреба. Так как уверенности в том, что батарея полностью выведена из строя, не было, «Гражданин» открыл по ней огонь из всех орудий главного калибра. Последняя группа моряков-артилле- ристов на шлюпках переправилась на эскадренные миноносцы. До 1500 солдат и моряков были приняты на транспорты и доставлены в Куиваст. Заняв на следующий день батарею, немцы получили возможность ввести свою 3-ю эскадру линейных кораблей в Рижский залив.
В 11 час. 30 мин. того же 3 октября командующий эскадрой получил приказ атаковать всеми силами русские корабли в Моонзунде и Рижском заливе. К этому времени морские силы Рижского залива сосредоточились на рейде Куиваст, где на транспорте «Либава» был организован флагманский командный пункт, и в Рогокюле. Узнав о русских минных заграждениях на подходах к Моонзунду, командующий
3- й эскадрой принял решение, пройдя между русскими минными заграждениями 1916 и 1917 гг., оставив последние к востоку, нанести главный удар по кораблям морских сил Рижского залива и береговым батареям в Моонзунде. При этом линейные корабли, на которые возлагалось решение этой задачи, должны были маневрировать на восточном и западном курсах севернее заграждения 1916 г. Одновременно отряд легких крейсеров («Кол^берг» и «Страсбург») должен был действовать в направлении Моонзунда, прикрывая высадку сухопутных войск на о. Моон и обеспечивая борьбу своих линейных кораблей с 254-мм (10") береговой батареей у дер. Вой (о. Моон).
В свою очередь командование морских сил Рижского залива решило, опираясь на огневую систему обороны южного входа в Моонзунд и используя минные заграждения 1916 и 1917 гг., вести оборонительный бой, маневрируя своими линейными кораблями («Слава» и «Гражданин») в районе м. Патерностер — рейд Куиваст. Минной дивизии было приказано охранять Кассарский плес и глубоководную часть Моонзунд- ского канала, а также обеспечить своевременную закупорку последнего затоплением судов и постановку дополнительного минного заграждения, если главным силам придется пройти в северную часть Моонзунда.
Около 8 час. 4 октября русские дозорные эскадренные миноносцы «Деятельный» и «Дельный» обнаружили приближавшиеся силы противника, состоявшие из 28 вымпелов. Командование морских сил Рижского залива, получив донесение об этом, приказало линейным кораблям, стоявшим у о. Шильдау, перейти на рейд Куиваст, надводным заградителям, эскадренным миноносцам и большим транспортам отойти к северу, минной дивизии приступить к подготовке средств заграждения. Таким образом, обнаружив наступающего противника, морские силы Рижского залива сразу же начали предварительное тактическое развертывание («развертывание для ожидания»).
К 9 час. «Слава» и «Гражданин» перешли на рейд Куйваст, после чего командование морских сил Рижского залива перенесло свой флагманский командный пункт на крейсер «Баян» и отдало приказание о выходе в район м. Патерностер, начав этим тактическое развертывание для главного удара по наступающему противнику. Эскадренные миноносцы 6-го и 9-го дивизионов должны были находиться около линейных кораблей. К этому времени уже было ясно, что противник идет двумя группами: первая состояла из 2 линейных кораблей типа «Кёниг», 8 эскадренных миноносцев и нескольких тральщиков, вторая — из 2 больших транспортов, миноносца и тральщиков. Кроме того, поблизости находились легкие крейсера «Кольберг» и «Страсбург» и шедшая несколько впереди их флотилия тральщиков.
Командующий 3-й эскадрой, получив утром 4 октября дополнительные данные о минной обстановке в районе Моонзунда, решил протралить проход южнее заграждения 1917 г. в направлении банки Ларина. Но для выполнения этой задачи при одновременной проводке за тралами кораблей немцам явно не хватало тральщиков. Поэтому их легкие крейсера в момент подхода к позиции остались без противоминного охранения. Около 8 час., когда тральщики, обеспечивавшие линейные корабли, встретились с юго-западной оконечностью минного заграждения, командующий 3-й эскадрой снова изменил решение. Он приказал своим линейным кораблям маневрировать южнее заграждения 1917 г.
Около 9 час. 30 мин. противник открыл огонь по возвращавшимся из дозора двум русским миноносцам, и почти одновременно с этим шесть немецких самолетов-бомбардировщиков безуспешно пытались нанести удар по кораблям, находившимся на рейде Куйваст, и береговым сооружениям.
Приближался решающий этап боя двух старых русских линейных кораблей с новейшими германскими дредноутами. В 9 час. 50 мин. по тральщикам и эскадренным миноносцам противника открыла огонь береговая батарея у дер. Вой, однако вскоре она замолчала. К этому времени закончили свое тактическое развертывание в районе с. Патерностер русские главные силы. Для обеспечения необходимой свободы маневра «Славы», главный калибр которой имел наибольшую дальность 116 каб., она находилась севернее «Гражданина* и «Баяна». Через 15 минут германские линейные корабли «Кёниг» и «Кронпринц», пользуясь превосходством в дальности стрельбы своей артиллерии, открыли с дистанции 130 каб. огонь по русским линейным кораблям. Почти
одновременно «Гражданин» открыл огонь из орудий главного калибра по приближавшимся тральщикам противника. Вскоре по немецким тральщикам и эскадренным миноносцам открыла огонь и «Слава», стрелявшая почти с предельной дистанции (112,5 каб.). Третьим залпом «Слава» накрыла тральщики, и они отошли к югу, прикрываясь дымзавесон. Один из германских эсминцев подорвался на мине и затонул *, другой эсминец был сильно поврежден артиллерией. В 10 час. 12 мин. было отмечено падение русских снарядов под кормой «Кёнига». Артиллерийский поединок линейных кораблей продолжался до 10 час. 40 мин. В бой включилась 254-мм батарея у дер. Вой68 69.
Около 11 час., после того как рассеялась дымзавеса, германские тральщики были вновь обнаружены и обстреляны «Славой» и батареей у дер. Вой с дистанции 98—96 каб. Не выдержав огня, тральщики отвернули, прикрываясь дымзавесой. «Слава» перенесла огонь ^а германские линейные корабли, но последние держались на очень большой дистанции, н стрельбу вскоре пришлось прекратить. «Слава» обстреляла германские эскадренные миноносцы, появившиеся на меридиане м. Патер- ностер, и добилась попадания в один из них.
Незадолго до прекращения огня по германским линейным кораблям на «Славе» из-за конструктивных недостатков вышла из строя носовая башня. Устранить повреждение не удалось. Таким образом, для борьбы с двадцатью 12-дюймовыми орудиями 2 германских линкоров оставалось два орудия того же калибра кормовой башни «Славы» н недальнобойные орудия «Гражданина».
В связи с тем что дистанция до неприятеля, отошедшего к югу, увеличилась до 160 каб., командование морских сил Рижского залива разрешило кораблям стать на якорь и подняло сигнал «Команда имеет время обедать».
0 высоком мастерстве русских морских артиллеристов свидетельствуют немцы. «Русские линейные корабли перенесли свой огонь на
3- ю эскадру и очень быстро к ней пристрелялись, — пишет фон Чиш- виц. —Они держались очень умело на границе дальности огня нашей тяжелой судовой артиллерии (20,4 км)70. Положение эскадры было крайне неудачным, она не могла ни приблизиться к противнику, ни, стоя на месте, уклониться от его огня»71.
Главные силы противника, отойдя к югу, начали обходить минные заграждения 1917 г., решив оставить их к западу. Около полудня, повернув на север, они резко увеличили ход. Таким образом, на поиск «чистой воды» немцы потратили четыре часа и в конечном итоге вынуж-
дены были решиться на прорыв восточным проходом, поставив головные корабли под сосредоточенный огонь оборонявшихся. Обнаружив маневр противника, русские линейные корабли в 11 час. 50 мин. снялись с якоря и пошли на юг. Через 14 минут «Гражданин», а затем «Слава» открыли огонь по немецкой 8-й флотилии тральщиков-искателей, а через некоторое время по этой же флотилии с дистанции 65—70 каб. начали стрелять крейсер «Баян», эскадренные миноносцы «Туркменец- Ставропольскнй» и «Донской казак». Тральщики сначала пытались менять курсы, но затем, не выдержав огня, скрылись за дымзавесой, повернув к югу. Наступил-критический момент боя.
Линейные корабли противника, продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию и, удерживаясь на острых курсовых углах левого борта, в 12 час. 13 мин. открыли огонь но русским линейным кораблям. Дистанция сократилась до 90 каб. и противнику удалось быстро пристреляться. Исключительно ясная погода позволяла немцам использовать преимущества дальности стрельбы корабельных орудий. В 12 час. 25 мин. «Слава», увеличившая скорость, чтобы выйти из полосы накрытий, уклонилась вправо, однако, несмотря на это, сразу получила три попадания: два в носовую часть и одно в левый борт против машинного отделения. Так как все пробоины оказались подводными, у линейного корабля появился крен, достигший 8°. Его удалось уменьшить до 4°, но корабль сел носом на 5 футов, увеличив среднее углубление на 2 фута. В следующие 14 минут «Слава» получила еще четыре попадания 305-мм снарядов, вызвавших несколько пожаров. Одновременно в «Гражданин» попало два снаряда, а в «Баян» — один. Боеспособность «Гражданина» и «Баяна» от этих попаданий не была нарушена.
В этой явно невыгодной для русских обстановке командование морских сил Рижского залива решило начать отход. Такой сигнал был дан в 12 час. 30 мин. Хотя немцы довольно быстро подавили береговую батарею у дер. Вой, им не удалось сразу пройти в северную часть Моонзунда из-за большой минной опасности. Однако германские линейные корабли продолжали вести огонь по отходящим русским линкорам, дистанция до которых колебалась в пределах от ПО до 125 каб. При этом они стреляли пятнорудинными залпами. В районе о. Шильдау русские корабли были безрезультатно атакованы шестью германскими самолетами-бомбардировщиками, сбросившими до 40 бомб. Два самолета были сбиты огнем корабельной зенитной артиллерии. В 12 час. 50 мин., когда дистанция достигла 128—130 каб., линейные корабли противника прекратили огонь по «Славе». «Гражданину» и «Баяну», перенеся его на короткое время на береговую батарею на о. Вердер.
Увеличение средней осадки «Славы» не позволяло ей пройти Моон- зундскнм каналом. Командир линкора попросил разрешение взорвать корабль. Однако командование морских сил Рижского залива приняло иное решение. Оно приказало командиру «Славы», пропустив вперед «Баян» и «Гражданина», затопить корабль при входе в Моонзундский канал, предварительно взорвав погреба. При входе в канал «Слава», чтобы не столкнуться с «Гражданином», отвернула вправо и села на грунт. В 13 час. 57 мин., после того как команда перешла на миноносец, линкор был взорван, но остался на плаву. «Слава» затонула лишь после торпедирования ее эскадренным миноносцем «Туркменец-Ставрополь- скнй».
После гибели. «Славы» русские корабли под сильным огнем врага начали отход Моонзундским каналом на север. Надводные заградители «Припять» и «Бурея» выставили минные заграждения в районе Моон- ского и Шильдауского створов. На следующий день на Моонском створе выставил дополнительное заграждение эскадренный миноносец «Сильный», который снял вешки и уничтожил Куморский буй. В районе этого буя эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Донской казак» также поставили минное заграждение, а «Забайкалец» и «Войсковой» подогнем неприятельских миноносцев — в самом Моонзундском канале. Чтобы надежно заградить Моонзундский канал, в нем были затоплены транспорты «Глаголь», «Покой», «Циммерман» и лоцманское судно «Артельщик», а на Рогокюльском створе — транспорт «Тор» и баржа*. В день, когда шло сражение русских кораблей с германской эскадрой, русские эскадренные миноносцы й канонерские лодки успешно отразили все атаки немецких легких сил, пытавшихся выйти в тыл «Славе», «Гражданину», «Баяну» и миноносцам.
Командующий 3-й германской эскадрой линейных кораблей не выполнил задачи. Он не сумел уничтожить морские силы Рижского залива, так как не смог преследовать их, хотя сознавал необходимость этого.
В истории военно-морского искусства бой 4 октября занимает видное место. По существу, он явился первым оборонительным позиционным боем надводных кораблей, опиравшихся на минно-артиллерийскую позицию. Опыт этого боя был положен в основу дальнейшей разработки способов ведения оборонительного боя на позиции (в частности, осуществления постепенного развертывания), характера маневрирования артиллерийских кораблей, обороняющихся в маневренном районе, целесообразной глубины минных заграждений н т. д. Совершенно очевидно, что этот бой дал также основание для разработки способов наступления на минно-артиллерийскую позицию противника с целью ее прорыва, и в особенности способов использования авиации для нанесения предварительных ударов по обороняющемуся противнику и использования тралящих кораблей при форсировании позиционных заграждении.
В тот же день, 4 октября, после окончании боя у Куйваста командование Балтийского флота приняло решение об эвакуации Моонзукд- ского архипелага. На рассвете 5 октября у о. Моон сосредоточились транспорты с небольшой осадкой и тральщики. Эвакуацию гарнизона прикрывали все эскадренные миноносцы типа «Новик» и канонерские лодки, а со стороны Кассарского плеса — крейсер «Адмирал Макаров». Ревельскин ударный батальон сдерживал натиск противника в районе дамбы. Противник оказывал активное противодействие посадке и эвакуации войск. В ночь на 5 октября 2 германских эскадренных миноносца пытались подойти для обстрела мест посадок на близкую дистанцию, но подорвались на минах, поставленных у Моонского створа. Утром на месте взрыва был обнаружен корпус одного из них72.
Германские эскадренные миноносцы пытались обстреливать район посадки со стороны Малого Зунда, подходя для этого близко к берегу и становясь на якорь. Эта попытка дорого обошлась германскому флоту. Огнем полевой батареи с о. Моон один эскадренный миноносец был потоплен, другой сильно поврежден, несколько вооруженных катеров потоплено73. К вечеру удалось принять на транспорты и корабли часть гарнизона острова и отойти к Харилайду, так как к этому времени на Моон прорвались германские войска. Одновременно началась эвакуация гарнизона о. Даго. В бухте Хальтермаа транспорт «Эльба» принял первый эшелон для доставки в Рогокюль.
В 16 час. 6 октября морские силы Рижского залива вышли из Моонзунда. За тральщиками шли эскадренные миноносцы, затем крейсера и линейный корабль «Гражданин», за которым следовали канонерские лодки. Замыкали колонну транспорты и надводные заградители в охранении эскадренных миноносцев. Вслед за выходом кораблей тральщики стали затраливать мины, выставленные германскими подводными лодками после утреннего контрольного траления. Всего было затралено 10 мин. Когда корабли прошли северный вход в Моонзукд, там было выставлено минное заграждение с надводного заградители «Амур». Одновременно началось разрушение базы Рогокюль.
Все корабли морских сил Рижского залива благополучно перешли в базы Финского залива. Только на следующий день германские войска, высадившиеся на Даго 5 октября, овладели островом. Батареи береговой обороны № 38 и 39, находившиеся на м. Тахкона, были взорваны личным составом, который переправился затем на материковое побережье Моонзунда.
В боях за острова Моонзундского архипелага германским флот потерял 26 кораблей. 25 кораблей получили повреждения.
Революционный Балтийский флот затопил старый линейный корабль «Слава» и эскадренный миноносец «Гром». Кроме того, в бою были повреждены линейный корабль, крейсер, 2 канонерские лодки и 3 эскадренных миноносца.
Германское командование не достигло целей операции. Оно стремилось достигнуть господства в Рижском заливе и закрыть для русских морских сил Моонзунд. Располагая подавляющим превосходством в силах, германское верховное командование избрало в качестве главного направления о. Эзель — о. Моон. Однако особенности обстановки, в которой протекала эта операция, не позволили ему в полной мере вскрыть ошибочность избранного главного направления. Между тем даже короткое сопротивление церельских батарей показало, какое огромное значение они имели для обороны Ирбенского пролива. Опыт действий германских линейных кораблей против башенной батареи № 43 весьма убедительно продемонстрировал ее боевую устойчивость в бою с надводными кораблями. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что при упорном сопротивлении церельских батарей и при достаточном обеспечении их безопасности со стороны суши прорыв германских надводных кораблей в Рижский залив оказался бы невозможным.
В сложившейся в то время обстановке германскому командованию следовало бы избрать главным направлением действий о. Даго — о. Вормс. Успех на этом направлении мог сразу отсечь морским силам Рижского залива возможность отхода Моонзундом и тем обеспечить их изоляцию и последующее уничтожение в Рижском заливе. Кроме того, на этом направлении минная опасность была значительно меньше, а 305-мм батарея у м. Симпернесе (№ 39), имевшая днректриссу стрельбы примерно 320—340° и угол обстрела 140°, представляла несравненно меньшую опасность для немцев, чем башенная батарея у м. Церель.
Таким образом, немецкий план операции по захвату Моонзундского архипелага, по существу, был весьма примитивен. Он основывался на подавляющем превосходстве в силах, с одной стороны, а с другой—на искусственной загрузке своих линейных сил боевыми задачами, чтобы погасить революционные настроения их личного состава.
В результате этой операции план международной реакции захватить с помощью германской военщины Петроград провалился. Немцам удалось овладеть лишь балтийскими островами '.
> Фон Чишвнц в своем труде, рассматривая операцию по захвату островов с чисто военной точки зрения, в заключение признается, что «настоятельной необходимости занятия островов не было, и роль их для последующих операций также была'почти ничтожна*-(фон Ч и ш в и ц. Захват балтийских островов Германией в 1917 г., стр. 168).
В Моонзундском сражении революционные матросы сорвали коварный замысел международной реакции и русской буржуазии г,о уничтожению революции и этим содействовали успешной победе пролетариата в Октябрьском вооруженном восстании. Моряки явились основной силой в защите подступов к Кронштадту и Петрограду от нашествия германских захватчиков. В боях за защиту революции рождался новый флот, беззаветно преданный делу большевистской партии, делу борьбы за свержение контрреволюционного Временного правительства.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика