К 18 июня штаб флота разработал план повторного набега на морские коммуникации противника, оставив без изменений общую задачу. В сформированный для этой цели отряд особого назначения вошли: броненосный крейсер «Громовой», крейсер «Диана», эскадренные миноносцы «Победитель». «Орфей», «Гром» (из 1-го дивизиона), «Охотник», «Генерал Кондратенко» (из 4-го дивизиона), «Эмир Бухарский», «Доброволец» и «Москвитянин» (из 5-го дивизиона). Командиром отряда был назначен командир 2-й бригады крейсеров.
Обеспечение набега было возложено на начальников минной дивизии, дивизии траления и дивизии подводных лодок. Начальнику дивизии траления было приказано протралить выходные фарватеры из Утэ, Эре и по Дагерортскому створу. Противолодочная оборона при выходе н возвращении кораблей отряда в базу возлагалась на 7-й дивизион миноносцев.
Начальник дивизии подводных лодок получил приказание развернуть одну подводную лодку у Стейнорта, одну — у северного и одну—у южного входа в Кальмарзунд с задачей прикрыть корабли отряда особого назначения, а также осуществить поиск и уничтожение немецких кораблей и транспортов.
Согласно замыслу штаба флота отряд особого назначения выходит из Утэ и следует в пролив между о. Готланд и побережьем Швеции до параллели Висби. Отсюда он ложится на обратный курс н производит поиск конвоев противника. 28 июня штаб флота получил сообщение, что на следующий день германский конвой около 19 час. будет проходить район Лансорта и что в составе его охранения кроме вспомогательных кораблей, видимо, будут 2 броненосных крейсера и 2 миноносца. Получив эти сведения, командующий флотом приказал отряду особого назначения 29 июня выйти в море, а 2-й бригаде линейных кораблей («Император Павел I» и «Андрей Первозванный») — в качестве сия прикрытия находиться в Люме в готовности к выходу по требованию командира отряда особого назначения.
28 июня в районы развертывания вышли подводные лодки:
«Барс» —к северному, «Тигр» —к южному входу в • Кальмарзунд,1 «Е-9» — к Стейнорту.
На совещании командиров кораблей в Люме командир отряда особого назначения уточнил план действий. Эскадренным миноносцам I-го- дивизиона было приказано к 1 часу 30 июня занять позицию южнее, маяка Херадшер под шведским берегом, а крейсерам — в 30 милях восточнее маяка. Эскадренным миноносцам 4-го и 5-го дивизионов пору-; чалось охранение крейсеров, а миноносцам 7-го дивизиона — обеспечение ПЛО при выходе и движении по протраленным фарватерам.
В 13 час. 29 июня из Люма вышли крейсера в охранении эскадрен-: ных миноносцев, а через час пятнадцать минут — эскадренные миноносцы 1-го дивизиона. Около 15 час., когда отряд уже миновал Утэ, было получено сообщение, что из-за тумана германские конвои в ночь на 30 июня из Швеции не выйдут. Командир отряда решил продолжать поход.
В 16 час. 30 мин. шедшие в дозоре эскадренные миноносцы обнаружили южнее Утэ подводную лодку противника и загнали ее под воду. Спустя немногим более часа догнавшие крейсера эскадренные миноносцы 1-го дивизиона сменили в дозоре 7-й дивизион, который вернулся в Утэ. В 19 час. 35 мин. эскадренные миноносцы 1-го дивизиона увеличили ход и, перестроившись в строи кильватера, направились к маяху. Херадшер.
В ночь на 30 нюня в районе поиска находилось несколько германских эскадренных миноносцев и миноносцев. Три из них обнаружила подводная лодка «Барс». В 20 час. 03 мин. она повернула на противника и с дистанции 3—4 каб. произвела залп тремя торпедами. Однако. миноносцы уклонились от торпед и в свою очередь безрезультатно ата-. ковали лодку глубинными бомбами. Предупрежденный штабом флота о наличии германских миноносцев в районе поиска, командир отряда приказал линейным кораблям выйти на рейд Бокула.
В 22 час. 23 мин. эскадренный миноносец «Победитель» обнаружил слева по курсу дымы. Командир 1-го дивизиона, полагая, что это дозор противника, уклонился на 20° вправо. А через 17 минут дивизион осмотрел и отпустил шведский пароход, который, с точки зрения тактической целесообразности, следовало бы задержать до окончания поиска, чтобы обеспечить его скрытность.
Из-за крайне плохой видимости 1-й дивизион, подойдя в назначен-, ную точку по счислению, повернул на обратный курс и отправился вдоль берега на север. Не доходя до Лансорта, эскадренные миноносцы в 0 час. 03 мин. 30 июня обнаружили под берегом силуэты нескольких судов. Стремясь отрезать их от берега, дивизион сблизился с противником на 40 каб. и опознал 8 германских миноносцев, из них половина новейших, равноценных русскому «Новику». Преимущество в силах было явно на стороне немцев, поэтому командир 1-го дивизиона решил уклониться от боя и навести германские миноносцы на свои крейсера ?
Благодаря преимуществу в скорости хода нашим эскадренным миноносцам удалось выйти из-под огня вражеских кораблей, повернувших за ними. Обойдя с запада около 2 час. свои крейсера, эскадренные миноносцы услышали артиллерийскую стрельбу. Задача наведения была выполнена. Определившись по маяку Лансорт, 1-й дивизион отправился в Утэ.
До получения донесения командира 1-го дивизиона о встрече с германскими миноносцами крейсера двигались в южном направлении. Затем командир отряда приказал лечь на обратный курс и около 2 час. 20 мин. были обнаружены по левому борту силуэты кораблей. Чтобы не обстрелять свои миноносцы, командир отряда приказал 1-му дивизиону показать свое место. В 2 часа 40 мин. оно оказалось в 30 милях впереди по курсу крейсеров. Убедившись, что обнаруженные корабли— немецкие миноносцы, крейсера открыли по ним огонь2. Противник ответил. Крейсера с первых же залпов накрыли неприятеля. Поставив дымовую завесу, германские миноносцы атаковали крейсера торпедами и начали врассыпную уходить в юго-западном направлении. Ни одна из 20 пущенных ими торпед не попала в цель. К 3 час., когда дистанция между крейсерами и немецкими миноносцами увеличилась до 90 каб., русские прекратили огонь и пошли к Утэ, не доходя до которого снова обнаружили подводную лодку противника.
Утром 30 нюня на входном фарватере в Утэ была затралена мина. Возможно, что минное заграждение, как и 13—14 нюня, было поставлено германской лодкой после выхода из Утэ отряда особого назначения. Фарватер в Утэ был вследствие этого закрыт, а отряд особого назначения направлен к Эре и там расформирован.
Подводные лодки, развернутые для прикрытия крейсеров, продолжали крейсерство до 5 июля.
Вскоре после этого набега русские совершили нападение на морские сообщения противника в Ботническом заливе, где подводная лодка «Волк» потопила 7 июля германский пароход «Дорита» (6000 т), а миноносцы «Внушительный» и «Бдительный» в ночь на 8 июля захва-
> Пониженная видимость не давала возможности русским эскадренным миноносцам использовать преимущество в дальности стрельбы своих 102-мм орудий длиной в 60 калибров.
7 Обращает на себя внимание медлительность действий обеих сторон. Русские крейсера, обнаружив в условиях пониженной видимости силуэты неизвестных кораблей. начали длительную по тому времени процедуру запроса 1-го дивизиона миноносцев о его месте. Германские миноносцы, которые не могли нс видеть силуэты русских крейсеров, медлили с торпедной атакой, несмотря на благоприятную обстановку. ж тили и привели на Або-Оландскне острова германские пароходы «Вормс» (около 10 000 т) и «Лиссабон» (4000 т).
Этим и закончились действия легких сил Балтийского флота на морских сообщениях противника в кампанию 1916 г. Не понеся потерь, русский флот заставил немцев расходовать силы и средства для усиления защиты их морских перевозок. Однако, несмотря на положительные результаты действий, Ставка под давлением министерства иностранных дел дала указание командующему Балтийским флотом о прекращении действий на морских коммуникациях вдоль шведского побережья, чтобы не осложнять отношений со Швецией.