История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Набег легких сил на германский конвой в Норчепингской бухте 13 июня 1916 года


Набег легких сил на германский конвой в Норчепингской бухте 13 июня 1916 года

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Английское посольство в Стокгольме 5 нюня сообщило русскому командованию, что 5, 10 и 13 июня из Стокгольма и Окслезунда
(Швеция) в Германию на немецких транспортах будет отправлено 84 000 т железной руды. Разведка установила, что конвои из этих портов обычно выходят в светлое время суток и между 19 и 20 час. проходят район Лансорта. . ?
Командующий Балтийским флотом принял решение «произвести обследование района Лансорт—Готланд — северная оконечность о.Эланд с целью уничтожения обычно находящихся в этом районе дозорных и сторожевых судов и конвоиров и захвата или уничтожения неприятельских коммерческих судов, караван которых, в частности с большим грузом железной руды, должен выйти от Лансорта к югу в 19—20 часов 28 мая»
Для выполнения задачи был сформирован отряд особого назначения в составе: броненосного крейсера «Рюрик», крейсеров «Олег» и «Богатырь», эскадренных миноносцев «Новик», «Победитель», «Гром» (из 1-го дивизиона) и «Стерегущий», «Страшный», «Украина», «Войсковой», «Забайкалец», «Туркменец-Ставропольский», «Казанец», «Донской казак» (из 6-го дивизиона). Командование всем отрядом было возложено на командира 1-й бригады крейсеров контр-адмирала П.Л.Тру- хачева, эскадренными миноносцами должен был командовать начальник минной дивизии.
Идея решения задачи сводилась к следующему. Крейсера в охранении 6-го дивизиона миноносцев, выйдя из Утэ, следуют протраленными фарватерами, а затем — большими глубинами в пролив между о. Готланд и шведским берегом, где и производят поиск военных кораблей и транспортов противника до северной оконечности о. Эланд. Меридиан о. Готска-Санде крейсера должны пересечь около 23 час., оставляя остров к югу/Эскадренные миноносцы 1-го дивизиона, упреждая крейсера, выходят от Дагерорта в пролив между Готска-Санде и о. Готланд. затем следуют к о. Эланд н оттуда производят поиск, двигаясь навстречу отряду крейсеров. Затем эскадренные миноносцы присоединяются к отряду крейсеров и вместе с ним возвращаются в Утэ.
Для прикрытия отряда особого назначения, с одной стороны, и для поиска и уничтожения военных кораблей и транспортов противника —с другой, у восточных баз и на морских сообщениях немцев в Балтийском море развертывались на шесть — восемь суток подводные лодки: «Е-19» — против Виндавы, «Е-9»—у Либавы, «Тигр» — в районе между Либавой и Хоборгом, «Вепрь» — у северного, «Волк» — у южного входа в пролив Кальмарзунд. 55
Командиру дивизии траления ставилась задача обеспечить выход кораблей из Утэ й Дагерорта. Под влиянием складывавшейся обстановки в этот план были внесены некоторые коррективы.
9 июня началось развертывание подводных лодок и сосредоточение отряда особого назначения в Лапвике, куда из Ревеля прибыли крейсера 1-й бригады и из Моонзунда — 6-й дивизион. 7-й дивизион миноносцев, привлеченный к действиям вместо 1-го дивизиона, находился там до этого 1. .• •
• Командир отряда особого назначения вечером 9 июня собрал совещание командиров крейсеров и дивизионов миноносцев, на котором ознакомил участников набега с планом действий. После совещания командир отряда приказал с 8 час. 10 июня осуществлять противолодочную оборону рейда Лапвик 6-му дивизиону миноносцев и выходных фарватеров из Утэ — 7-му дивизиону миноносцев.
В 8 час. 10 июня крейсера и 6-й дивизион миноносцев снялись с якоря и вышли в море. У южной оконечности п-ова Гангут «Баян» и «Адмирал Макаров», не входившие в отряд особого назначения, направились в Люм, где им было приказано находиться в готовности по требованию командира' отряда выйти в море. Иными словами, на них возлагалась задача поддержки отряда, не предусматривавшаяся планом. Вскоре после отделения крейсеров отряд особого назначения попал в густой туман и вынужден был стать на якорь. В 16 час. с разрешения командующего флотом отряд направился в Люм.
В 14 час. 10 июня из Ревеля вышли эскадренные миноносцы «Новик» (под флагом начальника минной дивизии), «Победитель» и «Орфей» (вместо «Грома»). Но и они в связи с возвращением крейсеров и неисправностью, механизмов на «Орфее» направились в Моон- зунд.
К исходу 10 июня в назначенных районах развернулись подводные лодки. В отличие от плана «Тигр» развернулся восточнее Готска-Санде. «Е-19» и «Волк» были обнаружены в своих районах самолетами противника. «Е:19» четыре.раза, а «Волк» один раз подверглись атакам с воздуха. Следовательно, воздушная разведка противника в первый же день частично раскрыла развертывание русских лодок.
Вечером 11 июня у северной оконечности о. Эланд подводная лодка «Вепрь» обнаружила 2 парохода неизвестной национальности. В один из них она выпустила с дистанции 5 каб. торпеду, но пароход от нее уклонился. В тот же день «Волк» был безрезультатно атакован подводной лодкой противника. Утром 13 июня «Е-9» атаковала двумя торпе- 56
дами один из 10 встреченных германских миноносцев, но промахнулась. Вечером «Е-19» подверглась безрезультатной атаке самолета, сбросившего на нее десять бомб.
В 13 час. 30 мин. 13 нюня сосредоточенный в Люме отряд особого назначения снялся с якоря. Командир отряда изменил план набега. Он решил, что эскадренные миноносцы «Новик», «Победитель» и «Гром» отделятся от отряда только на меридиане банки Копперстенарне. Походный порядок отряда был следующим: впереди в строе кильватера — эскадренные миноносцы «Новик», «Победитель» и «Гром», за ними — крейсера «Богатырь», «Олег» и броненосный крейсер «Рюрик», правее и левее крейсеров — по 4 эскадренных миноносца б-го дивизиона; впереди отряда строем фронта — миноносцы 7-го дивизиона.
В 18 час. 05 мин., когда отряд вошел в проход между банкой Копперстенарне и шведским берегом, 7-й дивизион был отпущен, а остальные эсминцы вышли в дозор впереди по курсу на расстоянии 8 миль; Крейсера шли противолодочным зигзагом. В 22 часа, после пересечения отрядом меридиана банки Копперстенарне, эсминцы отделились н, увеличив ход до 25 узлов, направились в Норчепннгскую бухту, следуя курсом 248°. Ночь была темная, небо покрыто облаками, но горизонт чистый. Крейсера и б-й дивизион миноносцев в 22 час. 15 мин! легли на курс 215° и ввиду наступления темноты прекратили зигзаг, Около этого времени подводная лодка «Гепард» обнаружила конвой, идущий в Швецию, и неудачно его атаковала двумя торпедами. Конвой к 23 час. прибыл в район Лансорта, где эскорт оставил транспорты и вступил в сохранение каравана, идущего в Германию.
В 23 час. 15 мин. эскадренные миноносцы обнаружили впереди по курсу дымы и через 15 минут нагнали конвой, шедший из Швеции вдоль берега на юг. Конвой состоял из 12—14 транспортов, вспомогательного крейсера «Герман» и нескольких небольших эскортных кораблей. Все суда шли с огнями, что облегчало атаку их. Так как конвой мог оказаться шведским, начальник минной дивизии, жертвуя внезапностью атаки, приказал сделать предупредительный выстрел впереди по курсу концевого судна. После второго выстрела корабли непосредственного охранения конвоя повернули на эскадренные миноносцы и открыли по ним огонь, транспорты врассыпную бросились к шведскому берегу. Национальная принадлежность конвоя теперь стала ясна. Начальник минной дивизии приказал повернуть на северо-запад, чтобы не разойтись с кораблями непосредственного охранения конвоя противника и не потерять из виду самый большой из них — концевой. В 23 час. 38 мин. русские корабли открыли огонь по кораблям охранения и со второго залпа достигли накрытия. Бой продолжался до 0 час. 15 мин.
14 нюня. Кроме артиллерии русские эскадренные миноносцы использовали и торпедное оружие. В результате боя были уничтожены вспомогательный крейсер «Герман» (водоизмещение около 4000 т, четыре 105-мм пушки), 2 эскортных корабля (вооруженных траулера) и от двух до пяти транспортов 57. Пока шел бой с кораблями непосредственного прикрытия конвоя, большинство транспортов укрылось в шведских территориальных водах, в которые русские эскадренные миноносцы, строго соблюдая нейтралитет Швеции, не вошли.
Таким образом, начальник минной дивизии, позволив кораблям непосредственного прикрытия конвоя отвлечь русские эскадренные миноносцы от германских транспортов, тем самым дал последним возможность избежать уничтожения. Кроме того, в сложившейся обстановке русским кораблям следовало зайти со стороны берега и, воспользовавшись почти трехкратным преимуществом в скорости, отсечь германские транспорты от шведских территориальных вод. В этом случае, даже если бы эскадренные миноносцы были скованы действиями кораблей непосредственного прикрытия конвоя, находившиеся в 15 милях от места боя, крейсера могли нанести по транспортам уничтожающий удар. Надо отметить, что именно этот маневр рекомендовал осуществить командир русских кораблей в море. На крейсерах слышали стрельбу в Норчепингской бухте и ожидали, что начальник минной дивизии выполнит приведенное выше указание. Не принял никаких мер, чтобы поддержать эскадренные миноносцы, и командир отряда особого назначения, который действовал строго по плану, без учета изменений обстановки. Несмотря на то что набег предварительно был детально разработан, взаимодействие крейсеров с эскадренными миноносцами не удалось.
В I час. 45 мин. крейсера легли на обратный курс, о чем эскадренные миноносцы были оповещены по радио. Около 3 час. влево по курсу с крейсеров обнаружили 4 неизвестных парохода, которые оказались шведскими.
Через час к крейсерам присоединились эскадренные миноносцы 1-го дивизиона. На обратном пути корабли трижды уклонялись от подводных лодок противника. На подходах к Утэ отряд был встречен 7-м дивизионом миноносцев. Входной фарватер в Утэ оказался закрытым, так как были обнаружены мины, поставленные германской подводной лодкой. Поэтому входить пришлось за тральщиками. Вечером 15 июня отряд особого назначения был расформирован и корабли разошлись в места своего базирования. 14—15 июня возвратились из похода все подводные лодки..
Набег отряда особого назначения на конвой противника в Норче- пингской бухте произвел большое впечатление на германское командование и судоходные кампании. Немцы более чем на неделю прекратили морские сообщения со Швецией, а после возобновления их резко увеличили состав непосредственного прикрытия конвоев, привлекая к нему броненосные крейсера и миноносцы.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика