История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия русского флота на морских сообщениях Германии В 1916 г.


Действия русского флота на морских сообщениях Германии В 1916 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В 1916 г. значение морских сообщений для Германии еще более возросло, так как увеличилйсь ее потребности в оружии, боеприпасах и других средствах ведения войны, а это, в свою очередь, требовало увеличения ввоза железной руды. По данным русской разведки, в конце 1915 г. — начале 1916 г. между Германией и Швецией курсировало свыше 250 германских, шведских и норвежских транспортных единиц. Несмотря на воздействие русского флота, интенсивность морских перевозок между этими странами в кампанию 1916 г. непрерывно росла. В апреле на пути из Швеции в Германию было обнаружено 28 транспортов и в обратном направлении — 21 транспорт, в мае соответственно — 109 и 74, в июне —79 и 76, в июле — 128 и 126, в августе — 114 и 94, в сентябре—138 и 121 и в октябре—126 и 100. Одновременно Германия продолжала осуществлять войсковые перевозки между западными и восточными военно-морскими базами. Кроме этих двух основных направлении коммуникаций немцы в кампанию 1916 г. при благоприятной обстановке использовали еще два пути: из Данцига на маяк Утклиппан и из Лнбавы на Хоборг.
Немецкие транспорты широко использовали шведские территориальные воды. За их пределы они выходили в следующих районах: Эстрабанкен — Эггергрунд, Симпнеклубб — Архольм, Альмагрундет, Лансорт, Акребадан и к западу от о. Эланд.
Русский Морской генеральный штаб имел достоверные сведения о том, что между Германией и Швецией заключено соглашение, по которому Швеция взяла на себя обязательство обеспечивать немецкие транспорты охранением в пределах своих территориальных вод *. Оба пункта соглашения для Германии имели очень большое значение. Россия, избегая осложнений со Швецией, строго соблюдала ее нейтралитет, поэтому шведские территориальные воды являлись самым надежным укрытием для немецких транспортов. Вместе с тем Германия испытывала острый недостаток в кораблях охранения, а главная задача ее флота на Балтийском море в кампанию 1916 г. состояла в защите морских сообщений.
Для решения этой задачи германское командование с началом навигации развернуло подвижные дозоры между южной оконечностью о. Гогланд и северной оконечностью о. Эланд, между о. Борнгольм н маяком Утклиппан, к западу от Арконы и вдоль северного берега против Данцигской бухты, у Мемеля, Лнбавы и Виндавы. Для несения дозорной службы использовались миноносцы и траулеры, а для поддержки дозоров — крейсера, подводные лодки и самолеты.
В марте 1916 г. германский морской генеральный штаб, который руководил в 1916 г. всем торговым судоходством на Балтике через союз гамбургских судовладельцев, выработал специальное Положение об охране судоходства в Балтийском море2. Это Положение предусматривало введение с 7 апреля системы конвоев на есех основных коммуникациях. Конвои из германских портов должны были отправляться в Швецию три раза в неделю и столько же раз — из шведских портов 50 51
в Германию. Пункты формирования конвоев были назначены в Либаве, Свннемюнде, у плавмаяка Гнедзер и в районе южного выхода из Каль- марзунда. В последних двух пунктах эскортные корабли должны были охранять районы формирования конвоев в радиусе 1—3 мили. Транспортам разрешалось присоединяться к конвою по пути следования, для чего надо было предварительно запросить согласие командира конвоя. Типовым строем транспортов в походном порядке конвоя считалась кильватерная колонна с расстоянием между транспортами 2—4 каб. К охранению, как правило, привлекались вспомогательные крейсера, миноносцы, вооруженные траулеры 52 53 и другие малые корабли. К Положению прилагались таблицы времени перехода конвоев, инструкции начальнику конвоя, памятка капитанам транспортов и элементарные правила уклонения от подводных лодок и торпед.
В целях маскировки транспортам рекомендовалось закрасить все национальные знаки. Осенью 1915 г. началось вооружение транспортов для борьбы с подводными лодками. В 1916 г. из парусников было создано несколько судов-ловушек, но эта хитрость была скоро разгадана русскими подводниками.
Оперативная обстановка на Балтийском море, сложившаяся в кампанию 1916 г., благоприятствовала развертыванию действий русского флота на морских сообщениях Германии. Однако Ставка верховного главнокомандования в оперативной директиве на 1916 г. этой задачи не поставила Балтийскому флоту, опасаясь осложнений со Швецией. Именно по этой причине Россия отклонила в 1916 г. предложение англичан и французов объявить блокаду побережья Германии на Балтийском море.
Отсутствие постановки задачи нарушения морских сообщений Германии в оперативной директиве Ставки вынудило штаб Балтийского флота самостоятельно сформулировать ее. В оперативном плане Балтийского флота на кампанию 1916 г. эта задача определялась так! «Стремиться к уничтожению открытой силой всякой более слабой части неприятельского флота и всех коммерческих его судов (подчеркнуто нами.— Авт.) каждый раз по выходе их в море»2. Как видно из приведенной формулировки, штаб Балтийского флота задачу нарушения морских сообщений подчинял другой, более узкой задаче — ослаблению флота противника. Кроме того, в плане кампании задача действий на морских сообщениях была поставлена неконкретно, отсутствовало определение цели действий, методов решения задачи и выделяемых для этого сил. . . ...
Подготовка к действиям па морских сообщениях противника заблаговременно велась только в дивизии подводных лодок, штаб которой разработал инструкцию командирам лодок для действий на коммуникациях между Германией и Швецией '. Инструкция предписывала строго придерживаться международных соглашений по этому вопросу, хотя на Западе их давно уже никто не выполнял. Командирам подводных лодок рекомендовалось выбирать позиции там, где фарватеры выходят за пределы территориальных вод Швеции. Позиции в интересах обороны лодки и с целью дезориентации противника предписывалось часто менять, а позиции для атаки считалось целесообразным выбирать между берегом и атакуемым объектом как для отсечения его от шведских территориальных вод, так и для маскировки лодки под фон берега. Сближаясь незаметно с транспортом в надводном положении, подводная лодка должна была находиться в готовности к немедленному погружению. Командиры подводных лодок предупреждались также, что некоторые транспорты противника имеют замаскированные пушки на корме и носу.
В апреле 1916 г. Морской генеральный штаб сообщил штабу флота маршруты движения конвоев противника, примерный состав их охранения, время прохода конвоями различных участков пути, районы и характер дозоров. Так как эти сведения были получены агентурным путем 2, штаб Балтийского флота организовал разведку морских сообщений с целью проверки и уточнения полученных сведений. Для разведки были использованы радиотехнические средства, авиация и подводные лодки.
Однако, учтя опыт кампаний 1914 г. и 1915 г., германское командование использовало средства радиосвязи более осмотрительно, что снижало эффективность русской радиотехнической разведки. Воздушная разведка велась только в районах от Ирбенского пролива до Либавы и в Оландсгафе. Поэтому штаб флота организовал во второй половине мая специальный поход трех подводных лодок для разведки морских сообщений противника. В дальнейшем подводные лодки решали задачу разведки одновременно с действиями на коммуникациях.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика