История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Постановка минных заграждений в центральной части Балтийского моря. 1915 год


Постановка минных заграждений в центральной части Балтийского моря. 1915 год

Автор: russiaflot от 12 июня 2017


Наступление осени с темными и продолжительными ночами русское командование решило использовать для постановок мин в операционной зоне германского флота, чтобы затруднить ему использование своих сил и нарушить морские сообщения между Килем, Данцигом и Либавой'.
Теперь нельзя было рассчитывать на то, что минные постановки окажутся неожиданными для немцев или не встретят противодействия со стороны немцев, поэтому штаб флота предполагал добиться успеха посредством быстроты и широкого масштаба постановок, планируя одновременно с ними нанесение артиллерийских ударов по Кольбергу, Рюгенвальде, Штольпмюнде, Засницу и другим пунктам. Русское командование рассчитывало также, что активные действия флота отвлекут его личный состав от нараставшего в стране революционного движения, охватывавшего экипажи кораблей и береговых частей.
Первоначально планировалось поставить с крейсеров, эскадренных миноносцев и минного заградителя к западу от банки Штольпе и у Либавы в общей сложности до 200 мин преимущественно у побережья, чтобы вытеснить германские корабли и транспорты с мелководных прибрежных фарватеров в море под удары подводных лодок. В качестве сил прикрытия предполагалось использовать 2 линейных корабля типа «Севастополь», 3 крейсера, 3 эскадренных миноносца и 4 подводные лодки. Однако Ставка считала нецелесообразным подвергать риску основное ядро флота и предложила решить задачу легкими силами и подводными лодками. Новый план предусматривал постановку активных минных заграждений: у Брюстерорта, Хелы и в Данцигской бухте —с подводных лодок; на путях Либава — Нидден и Риксгефт — Стило —с эскадренных миноносцев типа «Новик»; в район Либавы, у Стейнорта, на подходах к Виндаве и Ирбенскому проливу — с эсминцев; на путях, ведущих к Либаве и Данцигу — с крейсеров.
Осуществление минных постановок задержалось по ряду причин. Важнейшей из них явились революционные выступления личного состава линейного корабля «Гангут» и броненосного крейсера «Рюрик». •
Первая минная постановка была проведена 11 ноября к югу от о. Готланд. Для выполнения ее выделялись: броненосный крейсер «Рюрик», крейсера «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег», образовавшие отряд постановки и линейные корабли «Петропавловск», «Гангут», эскадренный миноносец «Новик», 6 эскадренных миноносцев (б-го дивизиона) и 5 подводных лодок, составлявшие отряд прикрытия.
Сосредоточение сил на рейде Пипшер (о. Эре) началось 7 ноября, а развертывание их — 9 ноября. В этот день из Ревеля вышли подводные лодки «Барс» (к ЛнОаве) и «Е-18» (к Борнгольму). Из-за резкого ухудшения погоды они не успели занять свои позиции и никакой роли в обеспечении минной постановки не сыграли.
В 15 час. 30 мин. 10 ноября, построившись в кильватерную колонну, корабли покинули рейд Пипшер. Впереди шел б-й дивизион эскадренных миноносцев, за ним крейсера «Баян» и «Адмирал Макаров», линейные корабли «Петропавловск» (флаг командующего эскадрой контр- адмирала Л. Б. Кербера) и «Гангут», броненосный крейсер «Рюрик» (флаг командира 1-й бригады крейсеров), крейсер «Олег» и с правого борта «Петропавловска» — эскадренный миноносец «Новик». Фарватеры перед выходом кораблей в море были тщательно протралены. Противолодочную оборону в период выхода осуществляли по плану операции эскадренные миноносцы, которые сильно качало я заливало волной, поэтому командующий эскадрой около 17 час. 30 мин. отпустил оба дивизиона в базу.
Ночью корабли шли раздельно, не придерживаясь первоначального походного ордера. Линию германского дозора и минные заграждения они прошли в темноте, не замеченные противником. Около 9 час. 11 ноября корабли по сигналу командующего эскадрой выстроились в ордер для постановки — строй двойного уступа. Крейсера шли курсом 307°: в правой колонне —«Баян» и «Рюрик», в левой — «Адмирал Макаров» и «Олег». Линейные корабли и эскадренный миноносец «Новик», находясь в прикрытии, держались мористее крейсеров. В 9 час. 12 мин. «Рюрик» начал постановку мин, которая в 11 час. 45 мни. была окончена всеми крейсерами, выставившими в двух линиях 560 мин.
После выполнения задачи корабли построились в походный порядок (линейные корабли в центре, «Рюрик» в голове, «Адмирал Макаров» и «Баян» на флангах, «Олег» и «Новик» в арьергарде) и легли на обратный курс. И на этот раз они благополучно миновали линию германского дозора и минные заграждения. Объясняется это тем, что после потопления подводной лодкой крейсера «Ундине» германское командование приказало своим дозорным крейсерам на светлое время суток отходить в Внндаву, а миноносцы в этот день не могли находиться в море из-за штормовой погоды.
12 ноября все русские корабли благополучно прибыли в базы.
25 ноября на выставленном ими в районе банки Хоборг минном заграждении подорвался и надолго вышел из строя германский крейсер «Данциг».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика