История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Миннозаградительная операция отряда особого назначения 14—15 декабря 1914 г.


Миннозаградительная операция отряда особого назначения 14—15 декабря 1914 г.

Автор: russiaflot от 22 апреля 2017


К началу декабря обстановка на театре сложилась следующим образом. 22 ноября прибыл в Гельсингфорс и вступил в состав действующего флота линейный корабль «Севастополь». Ожидалось вступление в строй линейного корабля «Гангут», производившего учебные стрельбы в Кронштадте. Ускоренно заканчивались работы на линейных кораблях «Полтава» и «Петропавловск». Бригада старых линейных кораблей занималась боевой подготовкой восточнее центральной позиции, отрабатывая встречный бон Г Крейсера и минные заградители готовились к очередной миннозаградительной операции, которую предполагалось провести с наступлением новолуния. Ббльшая часть эскадренных миноносцев находилась в ремонте. Оставшиеся в строю (не более восьми) продолжали нести дозорную службу в устье Финского залива и выполнять ранее намеченный план минных постановок в районеДан- цигской бухты и Мемеля.
    24 ноября эскадренный миноносец «Новик» выставил 50 мин на важнейшей коммуникации противника между банкой Штольпе и побережьем, а 27 ноября эскадренные миноносцы 1-го дивизиона «Всадник» и «Гайдамак» поставили заграждение из 50 мин в 16 милях от Мемеля. .
    .С прибытием линейного корабля «Севастополь» в Гельсингфорс германское командование, опасаясь дальнейшего расширения активных действий русского флота, стало постоянно держать в Киле три линейных корабля дредноутного типа.
    В начале декабря немцы возобновили активные минные постановки в русских водах. Так, б декабря минный заградитель «Дейчланд» под прикрытием крейсеров «Аугсбург» и «Любек» проник через Оландсгаф (Оландс-хаф) в Ботнику и выставил мины у портов Бьерне- борг (Лори) и Раумо. В тот же день на них подорвались 3 шведских парохода, благодаря чему русское командование сразу определило место постановки «Дейчланда».
    Чтобы не допустить в будущем подобных действий германского флота, Эссен возбудил ходатайство о разрешении заградить минами Оландсгаф. Одновременно он решил усилить оборону Або-Оландского района путем создания специального маневренного соединения кораблей с базированием на Або и расширить сеть наблюдательных постов, недостаток которых явился одной из причин безнаказанного проникно- ? ' 1 Предполагая в будущем использовать линейные корабли для обеспечения активных минных постановок у берегов Германии и возможность встречи в открытом море с крупными силами противника, Эссен еше D октябре 1914 г. приказал бригаде линейных кораблей начать подготовку к встречному бою.
вения «Денчланда» в Ботинку. Тогда же на о. Утэ началось оборудование раднопеленгаторной станции.
    К началу декабрьской миннозаградительной операции, котррая должна была завершить постановку мин на подступах к Данцигской бухте в направлении Рнксгефт — Мемель и тем затруднить для противника сообщение с левым флангом его армии *, основные силы германского флота находились в своих базах, что благоприятствовало осуществлению замысла русского командовании. Подготовка к операции началась еще в конце ноября. Учитывая опыт первых минных постановок у берегов противника, командующий русским флотом решил использовать для этой цели крейсера. На «Рюрике», «Адмирале Макарове» и «Баяне», а затем на «России», «Богатыре» и «Олеге» была оборудованы минные рельсовые пути и скаты. Для тренировки личного состава крейсеров было произведено несколько учебных минных постановок, которыми руководили опытные минные специалисты с отряда заградителей. Расширение масштабов минных постановок требовало привлечения крупных сил флота для их обеспечения. Эссен рассчитывал использовать для этой цели линейный корабль «Севастополь», однако Ставка категорически запретила использовать корабли этого класса за пределами Финского залива. Обеспечение минных постановок было возложено на крейсера и подводные лодки.
    На основании указаний, полученных от командующего флотом, начальник штаба флота Л. Б. Кербер, назначенный командовать отрядом особого назначения, разработал совместно с офицерами оперативного отделения план операции, основные положения которого сводились к следующему.
    1. Подводные лодки «Е-1» и «Е-9» 11 декабря выходят из Гельсингфорса в район к западу от о. Борнгольм, где при обнаружения противника атакуют его. Если неприятельских кораблей здесь не окажется, лодки 14 декабря подходят к побережью и дают себя обнаружить немецким береговым наблюдательным постам. По мнению русского командования, такая демонстрация могла удержать противника от высылки в море крупных сил.
    2. Подводная лодка «Акула» 12 декабря выходит из Утэ и, пройдя между островами Эланд и Готланд, занимает позицию в районе Хо- борг, Средняя банка, Эланд, а если позволит обстановка, следует до
о.Борнгольм. В темное время «Акула» держится ближе к эландскому или готландскому берегу, в зависимости от обстановки. В случае преследования противника задерживает своими атаками неприятеля и тем лает возможность русским крейсерам и заградителю «Енисей» отойтя к Финскому заливу. '
•:г’3. Закончив погрузку угля и приняв мины («Рюрик»—120, образца 1909 г„ «Адмирал Макаров» и «Баян» —по 80, образца 1912 г.), корабли сосредоточиваются: крейсера «Олег», «Богатырь» и минный заградитель «Енисей» —в Утэ, крейсера «Рюрик» (флаги.), «Адмирал Макаров» и «Баян» — в бухте Папонвик, откуда по условному сигналу выходят в море с расчетом встретиться на следующий день в 8 час. в точке рандеву (квадрат 436). После встречи корабли отряда совместно следуют в точку ш = 55026' сев., д=19°00/ воет., где расходятся по назначенным для них местам постановки. В случае тумана или пурги «Богатырь», «Олег» и «Енисей» в течение часа ожидают в точке рандеву прибытия второй группы крейсеров и только по истечении этого срока продолжают операцию самостоятельно.. . .
   • 4. «Енисей» ставит мины из точки ш=55026' сев., д=19°00' воет, на курсе 67° банками по 20 мин в каждой с промежутками между ними 0,5 мили, при минных интервалах 150 фут. (45,7 м) и углублением 10 н 16 фут. (3,05—4.9 м). Если состояние погоды не позволит осуществить постановку заграждения в этом месте, командир минного заградителя, сообразуясь с ветром и волной, может произвести ее на курсе 247° из точки ш = 55°33' сев., д=19°30' воет. По окончании постановки «Енисей» вместе с крейсерами охранения должен следовать в точку рандеву для встречи с крейсерами-постановщшсами такими курсами, чтобы прибыть туда на следующий день к 8 час. 00 мин.
    5. В зависимости от обстановки «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Баян» ставят мины соединенно или раздельно. В первом случае крейсера-постановщики, отделившись от «Енисея», ложатся на курс 225° и строем кильватера идут 6 миль. После этого концевой корабль («Рюрик») ставит ряд минных банок общей длиной 8 миль, а затем выходит в голову колонны. Пройдя 6 миль от последней банки, начинает постановку «Адмирал Макаров». Выставив несколько банок общей длиной около 4 миль, он также выходит в голову колонны, которую ведет тем же курсом до тех пор, пока не поставит свои мины «Баян». По окончании постановки отряд следует 30 миль в северо-западном направлении и далее идет в точку рандеву для встречи с крейсерами «Богатырь», «Олег» и минным заградителем «Енисей».
    Во втором случае крейсера выставляют минные банки раздельно в следующих .местах и направлениях:
    «Рюрик»: ш = 55°08',5—55°14' сев., д= 18°30'—18°38' воет.; пеленг заграждения 45°—225°;
    «Адмирал Макаров»: ш = 55°03',5 — 55°07',5 сев., д=18°00'—18е04' воет.; пеленг заграждения 33°—213°;
    «Баян»: ш«=54°59' — 55°03' сев., д=17°36,.5 воет.; пеленг заграждения 0—180°.
    По окончании постановки крейсера указанными для них курсами 
    возвращаются в точку рандеву, откуда совместно с остальными заградителями возвращаются в Финским залив. На случаи вынужденного раздельного плавания командирам кораблей были сообщены сведения о всех известных и предполагаемых минных заграждениях, о курсах остальных кораблей отряда. Пользоваться радио разрешалось только в особо важных случаях.
     Первоначально планировалось, что крейсера после постановки мне произведут обстрел нескольких пунктов германского побережья. Но затем, учитывая важность соблюдения скрытности постановки, командование флотом отказалось от этого замысла. Важной особенностью плана являлось то, что он предусматривал постановку наиболее удаленного заграждения у Риксгефта не позднее двух часов ночи. В этой случае отряд, даже при условии обнаружения его противником дне» перед постановкой мни, имел возможность в течение ночи отойти к Фив скому заливу.
     Выполнение операции началось точно в назначенное время. 11 декабря из Гельсингфорса к о. Борнгольм вышли подводные лодки «Е-1> и «Е-9». На следующий день из Свеаборга в бухту Папонвик перешы броненосный крейсер «Рюрик» для соединения с крейсерами «Адмирал Макаров» и «Баян», но последние из-за свежей погоды не успел» к этому времени принять мины и принимали их перед самым выходам в море с минного заградителя «Ильмень». В спешке на «Адмирал Мака ров» было принято вместо 80 мин — 64.
     Крейсера «Богатырь» и «Олег», назначенные для охранения минного заградителя «Енисей», 11 декабря вышли из Гельсингфорса! через Суропский проход направились в Утэ. На пути к Ревелю ов! приняли радио с канонерской лодки «Бобр» об обнаружении ею германской подводной лодки в районе К^гомякской бухты. На поиск неприятельской лодки высылались миноносцы, но они не смогли ее обнаружить. Дождавшись темноты, крейсера прошли Суропский проход и 12 декабря прибыли в Утэ, где встретились с «Енисеем». В тот же день в Финском заливе по неизвестной причине погибли эскадренные миноносцы «Летучий» и «Исполнительный», направлявшиеся на мнв ную постановку к Либаве. Гибель их, однако, не задержала выполне- ния заградительной операции отрядом особого назначения.
     13 декабря в море должна была выйти подводная лодка «Акула»- но ее задержала штормовая погода. «Акула» вышла в море уже поел* того, как минная постановка в южной Балтике была выполнена.
     В 12 час. 30 мин. 13 декабря «Рюрик», «Адмирал Макаров» * «'Баян» вышли из Папонвика, о чем корабли, находившиеся в Утэ,был* предупреждены по радио. Время и курсы перехода Финским заливе* были избраны с расчетом пройти наиболее опасные в отношении подводных лодок места ночью. Полученное перед выходом в море сообщение из штаба флота о предполагаемых намерениях противника начать в ближайшее время перевозку войск в Данциг и Кенигсберг (Калининград) 23 еще больше укрепило решимость командира отряда невзирая на штормовую погоду и пургу выполнить задачу.
    Так как траление южного фарватера еще не закончилось, командиру отряда было предложено использовать в качестве парохода-тра.ц транспорт «Митаву», специально оборудованный для этой цель Однако, учитывая малую скорость транспорта и подводную опасность, командир отряда предпочел идти 16-узловой скоростью и курсами, которыми за день до выхода отряда особого назначения благополучно прошли крейсера «Олег» и «Богатырь». Таким образом, выход кораблей из Финского залива с точки зрения противоминной обороны вряд ли можно признать достаточно обеспеченным.
    В пути командир отряда получил сообщение, что корабли, сосре доточенные в Утэ, не могут выйти в море из-за сильной снежной бури. Не желая задерживаться, Кербер приказал крейсерам «Богатырь» i «Олег» и минному заградителю «Енисей» выйти в море на следующие день и к 8 час. прибыть в точку рандеву, а сам с остальными кремсе рами решил идти в назначенный район и выставить мины по второй] варианту, т. е. раздельно. При этом он рассчитывал, что «Рюрик», «Адмирал Абакаров» н «Баян» с наступлением темноты 14 декабр! произведут постановку предусмотренных планом заграждений, утрой следующего дня встретятся с крейсерами «Богатырь» и «Олег», вмеси с ними пройдут к месту постановки «Енисея» и по выполнении последним задачи возвратятся в Финский залив.
    К утру 14 декабря, когда крейсера находились в центральной части Балтийского моря, сильно отставший ночью «Баян» из-за недостатка угля пришлось возвратить в Утэ. Оторвавшийся от «Адмирал Макарова» «Рюрик» к 17 час. подошел к точке постановки в 25 мил# от Риксгефта и на б-узловом ходу начал ставить мины с интервал 150 фут. (45,7 м). Поставив шесть банок общей длиной около 5,5 мил* (по 20 мин в каждой банке, на расстоянии 0,5 мили одна от другой), крейсер, находившийся в это время в 19 милях от неприятельского бе рега, направился в точку рандеву для встречи с крейсерами «Олег»* «Богатырь» и минным заградителем «Енисей», вышедшими из Ун 14 декабря.
    Крейсер «Адмирал Макаров», придя в 20 час. 45 мин. в назначен ную ему точку постановки, также начал сбрасывать мины. Поставь 21 мину на протяжении 5 каб. по пеленгу 0—180°, он описал коордонэ' влево и приступил к постановке второй банки из 21 мины, отстоявик* 
    от первой на 0,5 мили. Затем крейсер вновь описал коордонат влево и поставил последнюю банку из 22 мин протяженностью тоже 5 каб.
    Следуя по счислению от конечной точки минного заграждения, «Адмирал Макаров» в 23 часа 40 мин. обнаружил южную среднюю банку, что свидетельствовало о точности постановки мин. К полуночи погода ухудшилась. Маяки о. Готланд, к которому командир крейсера решил подойти для определения места, не горели и не были видны нз-за сильного дождя. Только в 6 час. 45 мин. 15 декабря крейсер определил свое место, которое совпало со счислимым. Получив из штаба флота сообщение о наличии в северной части моря значительных сил противника, командир «Адмирала Макарова» решил идти не в точку рандеву, а до наступления темноты ходить переменными курсами юго-восточнее о. Готланд, а затем пройти в Утэ, что он и сделал к утру 16 декабря.
    В пути к точке рандеву контр-адмирал Кербер получил сообщение из штаба, что в Киле ожидают решительных действий германских морских сил в Балтийском море, значительная часть которых находится в северной части театра •. Сведения эти не совпадали с данными об обстановке, полученными походным штабом в результате прослушивания радиопереговоров противника. Поэтому командир отряда не счел нужным отменять постановку «Енисея». Командующий флотом согласился с Кербером и с целью обеспечения отхода отряда особого назначения в Финский залив в случае появления в северной части Балтики крупных сил германского флота сосредоточил 15 декабря бригаду линейных кораблей в бухте Папонвик, а также ввел повышенную готовность к выходу в море для поддержки крейсеров эскадренным миноносцам и подводным лодкам2.
    В 9 час. 30 мин. 15 декабря «Рюрик» в точке рандеву встретился с минным заградителем «Енисей», крейсерами «Олег»-и «Богатырь». Учитывая возможность встречи в данном районе немецких кораблей, командир отряда решил не ждать «Адмирала Макарова», а направиться с отрядом в безопасное, на его взгляд, место —район Хоборг- ского рифа, где продержаться в течение дня.
    Отсюда в 16 час. отряд направился к месту постановки «Енисея». С заходом солнца командир отряда приказал крейсеру «Богатырь» сопровождать заградитель до наступления полной темноты, а сам с крейсерами «Рюрик» и «Олег» в 18 час. повернул на север и пошел в Утэ. В 19 час., т. е. когда стало совсем темно, повернул на север и «Богатырь», который благодаря 18-уЗЛОБОЙ скорости хода прибыл 1 в Утэ около 9 час. 16 декабря, почти одновременно с «Рюриком» Й «Олегом».
    В точке ш = 55°28' сев., д=18°59' воет. «Енисей» лег на курс 65' и в 20 час. приступил к постановке заграждения. Мины ставилисыц 14-узловом ходу одновременно с двух бортов отдельными полумиль- ними банками, по 20 мни в каждой, с промежутками между ними в 0,5 мили при минных интервалах 150 фут. (45,7 м). Постановка продолжалась 45 минут. Всего было выставлено 240 мин общей длиной заграждения 10,5 мили. Уклоняясь в течение ночи от обнаруженииi к востоку от о. Готланд неизвестных кораблей, «Енисей» утром 16 декабря благополучно прибыл в Рижский залив.
    Последними возвратились из операции подводные лодки «Е-1» а «Е-9». Первая из них безрезультатно атаковала 13 декабря западне?
о.Борнгольм германский миноносец. Вскоре после этого на ней сломался промежуточный вал одного из винтов, и лодка возвратилась в Лапвик под одним двигателем.
    Таким образом, все корабли, за исключением крейсера «Баян», успешно выполнили поставленную перед ними задачу, выставив ми- ные банки на подходах к Данцигской бухте с севера, в 45 милях к се- веру от м. Хела (Хель) и в 15 милях к северу от маяка Стило (Стиле}, т. е. на коммуникациях, идущих вдоль германского побережья. Этой операцией отряда особого назначения был завершен план минных по становок в юго-восточной части Балтийского моря.
    Декабрьская операция является одной из наиболее крупных минно заградительных операций русского флота в первую мировую войну. История войны на море не знала еще такого случая, когда бы флот выставил в неприятельских водах одновременно более 420 мин, кат это было осуществлено в данной операции.
    Впервые в истории русского флота для постановки активных мни них заграждений использовались крейсера, на которых было пронзве- дено необходимое оборудование в виде установки рельсовых миниыт путей и скатов.
    Тщательно разработанный план операции предусматривал варианта постановки минного заграждения. Благодаря этому пост* новка мин в водах противника не была сорвана, когда часть сил, к* значенных в операцию, не смогла вовремя выйти в море из-за неблагоприятной погоды.
    Характерной особенностью подготовки и проведения onepau# явилась скрытность, которая помимо ранее описанных способов доек галась: рассредоточением сил между тремя пунктами (Свеаборг, П* понвик и Утэ): приемкой мин в труднодоступных для неприятельски разведки местах (на Свеаборгском рейде и в бухте Папонвик); уст* новлением точки рандеву в районе, исключающем возможность ветре#
с кораблями противника; выполнением операции в неблагоприятную погоду (шторм, пурга), когда противник менее всего ожидал появления русских кораблей в южной Балтике; ведением непрерывной разведки на театре.
    Наличие на флагманском корабле походного штаба, укомплектованного лицами, непосредственно участвовавшими в разработке плана операции, обеспечивало командиру отряда надежное управление силами в операции.
    Хорошая организация радиотехнической разведки во время операции, обеспечившая непрерывный сбор сведений о противнике, позволила командиру отряда принять правильное решение о выполнении постановки минным заградителем «Енисей».
    Решение командира отряда оставить «Енисей» с наступлением полной темноты в районе постановки мин без кораблей охранения следует признать правильным, так как выполнение этого решения обеспечивало скрытное возвращение кораблей в свои базы. В случае же совместного движения крейсеров и минного заградителя отряду особого назначения пришлось бы наиболее опасный в отношении подводных лодок район проходить в светлое время суток.
    Недостатки в подготовке к походу крейсера «Баян» повлекли за собой срыв выполнения им боевой задачи.
    Обращает на себя внимание факт слабой организации германской оперативной разведки, не сумевшей обнаружить русские крейсера, целый день 15 декабря державшиеся в районе маяка Хоборг. Этот факт достаточно убедительно свидетельствует о том, что немецкие утверждения о господстве германского флота на Балтийском море в кампанию 1914 г. совершенно необоснованны.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика