Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » "Новики" в боях за советское Заполярье

"Новики" в боях за советское Заполярье

Автор: russiaflot от 18 января 2014


Главными целями немецко-фашистских войск на северном направлении были захват незамерзающего порта Мурманск, полуостровов Средний и Рыбачий с военно-морской базой Полярное, а впоследствии и всего Кольского полуострова.

Оборону советского Заполярья держала 14-я армия Север­ного фронта. В летнюю кампанию 1941 г. Северный флот (ко­мандующий вице-адмирал А. Г. Головко) содействовал флангу 14-й армии огнем корабельной и береговой артиллерии, удара­ми морской авиации, высадкой тактических десантов.

К началу Великой Отечественной войны корабельные силы Северного флота составляли: отдельный дивизион эскадренных миноносцев, бригада подводных лодок (15 больших, средних и малых подводных лодок), 7 сторожевых кораблей типа «Гроза», 2 тральщика, 15 сторожевых катеров «МО». Против­ник не имел преимущества в корабельном составе, но герман­ское командование могло быстро увеличить свои силы на этом морском театре, перебазировав крупные корабли и подводные лодки с Балтийского и Северного морей в базы Северной Нор­вегии Отдельный дивизион эскадренных миноносцев Север­ного флота включал в себя пять кораблей советской постройки типа «Гремящий» и два эсминца типа «Новик» — «Куйбышев» и «Урицкий». Третий северный «новик» — «Карл Лнбкнехт» — находился в это время в капитальном ремонте.

К ночи 29 июня 1941 г. противник прорвал фронт в районе перешейка п-ова Средний, форсировал р. Титовка и вышел к дороге на Мурманск. Под воздействием значительно превос­ходящих сил противника части 14-й армии стали отходить от Титовки. Для прикрытия отхода в Мотовский зализ вошел эскадренный миноносец «Куйбышев». Эсминец «Урицкий» нахо­дился в базе в полной боевой готовности и мог в любую минуту выйти на помощь.

30 июня в 6 ч 30 мин, войдя в губу Кутовая, эсминец «Куйбышев» открыл огонь по высоте Пери-Ярве. Огонь кор­ректировал высаженный на берег корабельный наблюдатель­ный пост во главе с лейтенантом Н. Я. Песковым. За три часа артиллеристы «Куйбышева» выпустили по противнику 230 фу­гасных снарядов. Огнем орудий эскадренного миноносца было подавлено несколько огневых точек противника, отмечены по­падания в четыре крупных скопления войск, уничтожено свыше 200 человек вражеских солдат и офицеров. По оценке армей­ского командования, результаты стрельбы были отличными. Наступление гитлеровцев было приостановлено.

Вскоре после окончания стрельбы в бухту вошел эскадрен­ный миноносец «Урицкий» и, получив исходные данные, начал подготовку к открытию огня. В этот момент корабли атаковала авиация противника. Вот как об этом рассказывает запись в журнале эсминца «Урицкий»:

«30 июня. На зюйде замечено 16 самолетов, курс порд-вест. 10 ч 04 мин Высота 1200 м. «Воздушная тревога». Дистанция до самоле­тов 32 кабельтова. Открыл огонь. Дали самый полный ход. Самолеты заходят с кормы и быстро приближаются к кораблю. Зенитная батарея ведет интенсивный огонь по самолетам. Два катера «МО» и эсминец «Куйбышев» идут полным ходом, ведя с левого борта огонь по самолетам. 10 ч 07 мин Самолеты-бомбардировщики типа «Ю-88», высота 1500—- 2000 м. Головной пошел в пике. Начали маневрирование. Пики­рующие бомбардировщики один за другим сбрасывают бомбы, которые взрываются в 10—15 м от корабля. Каждый самолет, спикировав, сбрасывает 4—5 бомб. Маневрирующий корабль бомбили 16 бомбардировщиков. Зенитная батарея не прекраща­ла огня. Один «Ю-88» задымился и начал падать, летчики вы­прыгнули на парашютах. 10 ч 12 мин Сбросив бомбы (около 80 штук), самолеты скрылись. Резуль­тат: корабль, несмотря на большое количество сброшенных бомб, прямых попаданий не имел. Получили осколочные ране­ния: легкие — краснофлотцы Абрамов, Болычев, Малышев, по­литрук Садчиков; тяжелое — краснофлотец Марьянчук. 10 ч 40 мин Получили разрешение командующего возвратиться в Тюва-губу (Полярное) » '.

К осени 1941 г. сухопутный фронт в Заполярье установился на рубеже п-ов Средний — долина р. Западная Лица. Совет­ские воины не допустили вражеские дивизии к Мурманску. В течение зимы 1941/42 гг. обе стороны укрепляли свои по­зиции и готовились к наступательным действиям.

28 апреля 1942 г. на фланге расположения вражеских сухо­путных войск был высажен десант в составе морской пехоты, который нанес фашистам значительные потери. 11 и 17 сентяб­ря были высажены тактические десанты моряков в районе мыса Пнкшуева и р. Титовка. Высадку и действие десантников на берегу поддерживали огнем корабельной артиллерии эскад­ренные миноносцы и сторожевые корабли Северного флота.

Во время Великой Отечественной войны через моря Север­ного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и вну­тренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США в нашей операционной зоне (к востоку от 20° в. д.), было возложено на Север­ный флот.

Первый союзный конвой «PQ-О» в составе шести транспор­тов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г. из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г. союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

С марта 1942 г., когда начались активные действия против­ника на внешних морских путях сообщения, Северный флот вы­полнял задачи, связанные с защитой конвоев союзных войск. Советские эскадренные миноносцы, в том числе «Куйбышев» и «Урицкий», за два-три дня до прихода конвоя из Англии выходили в море, встречали его на расстоянии 200—300 миль от берега и включались в состав эскорта. Так, союзный конвой «PQ-18» отправился из Исландии в Архангельск 7 сентября 1942 г. в составе 34 союзных и 6 советских транспортов в охранении 31 боевого корабля, в том числе и 14 эскадренных миноносцевТранспорты и корабли охранения следовали в 10 кильватерных колоннах. Начиная с 13 сентября конвой регулярно подвергался атакам авиации и подводных лодок противника, которые повторялись затем ежедневно. В резуль­тате конвой потерял 13 транспортов.

16 сентября на встречу с конвоем «PQ-18» из .Полярного вышли эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушитель­ный». После непродолжительного поиска они обнаружили корабли и приступили к их конвоированию. Транспорты союзников шли в строю кильватерных колонн, причем каждый транспорт нес по одному аэростату воздушного заграждения. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, вражеские бомбардировщики непрерывно, с рассвета до темноты, сопро­вождали конвой, держась вне дальности стрельбы зенитной ар­тиллерии кораблей.

Утром 18 сентября, когда конвой «PQ-18» находился в рай­оне мыса Канин Нос, в его охранение вступили эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий», вышедшие из Иоканги.

В 10 ч 30 мин с эскадренного миноносца «Гремящий» спра­ва от кормы была обнаружена группа неприятельских торпедо­носцев «Фокке-Вульф» и пикирующих бомбардировщиков «10-88». Они шли на бреющем полете и выходили в атаку на транспорты, замыкавшие колонну. Концевые корабли эскорта первыми открыли огонь по самолетам. Вот что было записано в тот день в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»:

«18 сентября.

03 ч 40 мин Сыграли воздушную тревогу. На караван произведен налет противника самолетами типа «10-88» н торпедоносцами «Фок- ке-Вульф». Бомбардировщики типа «10-88» бомбили караван преимущественно с горизонтального полета на высоте 2000— 2500 м. Отдельные из них пикировали. Торпедоносцы в коли­честве 10—13 самолетов появились на бреющем полете позд­нее и произвели атаку низким торпедированием хвоста колонны транспортов. Транспорты шли строем фронта шестью кильва­терными колоннами. Генеральный курс 202°, ход 9 уз.

Место эскадренного миноносца «Урицкий» в ордере кон­воя— головным, в расстоянии 10—15 кабельтовых эскадрен­ного миноносца «Куйбышев» — концевым. Открыли огонь из главного и зенитного калибров. Маневрирование произвели с расчетом максимального ведения огня по бомбардировщикам противника в голове конвоя»

Значительная часть вражеских торпедоносцев прорвалась к конвою, и каждый из них сбросил по две-три торпеды, упа­вшие в 2—3 кабельтовых от концевых транспортов. После этого неприятельские самолеты прошли между колоннами транспортов, ведя по ним пушечно-пулеметный огонь. Первая атака вражеской авиации была успешно отражена. Только одна немецкая торпеда попала в цель. Ею был поражен аме­риканский транспорт «Кентукки».

В 12 ч дня на караван был совершен второй налет самоле­тами типа «Ю-88» и «Фокке-Вульф». Читаем в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»:

«12 ч 00 мин Первыми бомбили караван самолеты-бомбардировщики «Ю-88» как с горизонтального полета па высоте 2500—3000 м, так и с пикирования. Корабль отражал атаку бомбардировщиков, обеспечивая маневрированием бесперебойное ведение артилле­рийского огня для прикрытия хвоста колонны транспортов. Несколькими минутами позже были обнаружены на бреющем полете 10—12 торпедоносцев, которые шли в атаку на хвост колонны транспортов. Торпедоносцы были сбиты огнем со своего боевого курса, произвели низкое торпедирование, попа­даний торпед в корабли и транспорты не было.

13 ч 15 мин Атака самолетов противника отражена артиллерийским и пу­леметным огнем. Сбито два торпедоносца противника. Третий торпедоносец поврежден» .

Всего в этом бою противник потерял 15 самолетов. По два сбили эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушитель­ный». На боевой счет эсминца «Куйбышев» был записан еще один сбитый вражеский самолет. Утром 20 сентября кон­вой «PQ-18» прибыл в Архангельск. При следовании в совет­ской операционной зоне конвой потерял только один транспорт.

17 ноября 1942 г. из Архангельска вышел конвой «QP-15» из 28 транспортов. Для его охраны в нашей операционной зоне были выделены дополнительно два корабля Северного флота — лидер «Баку» и эскадренный миноносец «Сокрушительный». На встречу с конвоем они вышли из Иоканги. Переход совер­шался в тяжелых погодных условиях. Штормовой цетер дости­гал иногда силы урагана.

В 14 ч 30 мин 20 ноября корпус эскадренного миноносца «Сокрушительный» дал трещину на верхней палубе, а через 3 мин вся кормовая часть корабля по 173-й шпангоут оторва­лась и затонула вместе с шестью матросами. Эсминец потерял ход, вода заполнила помещения по кормовую переборку второ­го машинного отделения.

На помощь «Сокрушительному» с базы вышли эскадренные миноносцы «Разумный», «Куйбышев», «Урицкий». Командирам кораблей предписывалось буксировать аварийный эсминец в базу, а если это будет невозможно, то снять экипаж, а ко­рабль уничтожить, чтобы он не достался противнику. «Сокру­шительный» был обнаружен на следующий день в 420 милях от Иоканги. Все попытки взять аварийный корабль на буксир оканчивались неудачей: буксиры на штормовой волне рвались, как нитки. Тогда было принято решение снять людей, а от бук­сировки отказаться. Но все попытки «Куйбышева» подойти к нему бортом не увенчались успехом. Наконец удалось пере­бросить на аварийный корабль пеньковый трос, к которому за­крепили беседку. В ней по одному переправляли потерпевших аварию. Трос удерживали руками матросы обоих кораблей. Так, на «Куйбышев» было доставлено 97 человек с «Сокруши­тельного». Вскоре на крутой волне пеньковый трос, связываю­щий «Сокрушительный» с «Куйбышевым», оборвался. Тогда было решено снимать личный состав при помощи спасательных кругов, привязанных через каждые два метра к пеньковому тросу длиной 300 м. Один его конец был подан на «Сокруши­тельный», а другой — на «Куйбышев». Подобным способом с «Сокрушительного» удалось снять 79 человек, а «Урицкий» тем же способом снял с другого борта еще 11 человек. Про­шли трудные сутки.

Днем 22 ноября шторм достиг 11 баллов. Волны перекаты­вались через верхнюю палубу кораблей, угрожая смыть людей. Спасательные работы пришлось прекратить, на эсминцах под­ходили к концу запасы топлива. Корабли вернулись в базу. На «Сокрушительном» оставалось еще .15 человек. Для их спасе­ния были высланы эскадренный миноносец и два тральщика, но найти аварийный корабль им не удалось. Стойкость и муже­ство проявили офицеры «Сокрушительного» командир минно- торпедной боевой части старший лейтенант Г. Лекарев и заме­ститель командира электромеханической боевой части старший лейтенант И. Владимиров. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной и погибли вместе с кораблем. Имена офицеров эскадренного миноносца «Сокрушительный», погибших смертью храбрых на своем посту, были присвоены кораблям Северного флота. Тральщик «ТЩ-111» был переименован в тральщик «Старший лейтенант Лекарев», а «ТЩ-112» — в «Старший лей­тенант Владимиров».

Эскадренные миноносцы Северного флота несли охрану судоходства и на внутренних коммуникациях, объем перевозок на которых непрерывно возрастал. Так, только в 1943 г. в Бе­лом, Баренцевом морях и в Арктике было перевезено 546 тыс. т воинских грузов.

Задача по обеспечению безопасности перевозок на внешних и внутренних морских коммуникациях не снималась с кораб­лей Северного флота до конца войны. Основным способом за­щиты оставалась система конвоев. В 1945 г."по внутренним коммуникациям Северный флот провел 70 конвоев, включав­ших 156 транспортов. На заключительном этапе войны на Се­верном морском театре гитлеровское командование активизи­ровало деятельность своих подводных лодок, особенно у побе­режья Кольского полуострова. Здесь одновременно находились три-четыре лодки, а в период переходов конвоев — до 10—12. Перед командованием Северного флота встала задача обеспе­чить надежную противолодочную оборону транспортных судов конвоем. Поэтому конвои формировались, как правило, из двух- трех транспортов и 15—18 боевых кораблей, образующих две линии охранения.

Вот как осуществлялась проводка конвоев. 22 апреля 1945 г. из Лиинахамари в Кольский залив вышел один из последних конвоев под командованием капитана 1 ранга А. М. Румянце­ва. Два транспорта шли под охраной 20 кораблей эскорта, в том числе четырех эскадренных миноносцев. Это были «Карл Либкнехт» «Дерзкий», «Жесткий» и «Достойный». С воздуха конвой прикрывали две летающие лодки типа «Каталина» и два сменяющих друг друга истребителя. Конвой вышел из Лии­нахамари в 0 ч 15 мин.

В 6 ч 18 мин акустики эсминца «Карл Либкнехт» (коман­дир капитан-лейтенант К. Д. Старицын) обнаружили подвод­ную лодку, проникшую внутрь строя конвоя. Корабль атаковал ее пятью сериями глубинных бомб. Затем лодку преследовали эсминец «Дерзкий» и большой охотник «БО-131». Они бомбили ее до тех пор, пока конвой не прошел опасный район.

В 8 ч 23 мин «Карл Либкнехт» обнаружил внутри строя еще одну подводную лодку и сбросил на нее четыре серии глубинных бомб. Затем ее преследовал «БО-225». Вскоре в ме­сте глубинного бомбометания появились воздушные пузыри.

В 8 ч 41 мин другая вражеская лодка атаковала один из транспортов. Ее торпеда достигла цели, но судно осталось на плаву. Через несколько минут последовал еще один взрыв тор­педы. На этот раз получил повреждение другой транспорт. Пришлось взять поврежденные суда на буксир. На буксировку ушло почти 2 ч. За этот период корабли трижды обнаружива­ли фашистские лодки. В 9 ч 06 мин «Карл Либкнехт», устано­вив с одной из них акустический контакт, сбросил на нее оставшиеся бомбы. Вскоре сильно поврежденная лодка появи­лась на поверхности в 50 м от эсминца. Это была лодка «U-286». Эсминец «Карл Либкнехт» потопил ее, открыв артил­лерийский огонь

В 13 ч 03 мин «Достойный» атаковал другую подводную лодку противника. На поверхности моря появились отдельные предметы и образовалось соляровое пятно.

Так корабли охранения отразили нападение группы фаши­стских подводных лодок на конвой, который вскоре прибыл в Кольский залив. Это была последняя операция группы не­мецких подводных лодок против советских конвоев в Баренце­вом море.

Эсминцы типа «Новик» Северного флота внесли достойный вклад в разгром фашистских захватчиков в Заполярье. Только эскадренный миноносец «Урицкий» (бывш. «Забияка») за го­ды Великой Отечественной войны прошел 67 тыс. огненных миль, выполнил 112 боевых операций, в том числе 81 конвой­ную, отконвоировал 370 транспортов, отразил 67 атак авиации, при этом огнем корабельной артиллерии сбито 3 самолета и по­врежден один. Эсминец отразил 44 атаки фашистских подвод­ных лодок и повредил 3 из них .

Другой ветеран Северного флота эскадренный миноносец «Куйбышев» за годы войны прошел 44 тыс. миль, отконвоиро­вал без потерь 240 транспортов, выполнил 87 различных зада­ний командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 самолета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. эскадренный миноносец «Куйбышев» за мужество и от­вагу экипажа, проявленные в боях за Родину, был награжден орденом Красного Знамени.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика