История Русского флота

История Русского флота.

 


Обзор - после Крымской компании

Автор: russiaflot от 20 октября 2013


О моряках - героях русско-турецкой войны 1877-78 гг После поражения в Крымской компании 1854-1855, по условиям Парижского мирного договора России запрещалось иметь на Черном море военный флот. В 1871 году, после отмены унизительных статей Парижского договора, за п1есть лет можно было бы наверстать упущенное. Но... не сделано было ничего. Две “поповки” - круглые мелкосидящие броненосцы береговой обрроны конструкции адмирала Попова с отвратительными мореходными качествами и дурной склонностью вращаться вокруг собственной оси после выстрела можно было считать казусом. Турецкий флот был значительно сильнее. Он располагал 9-ю бронированными мониторами и корветами на Дунае и 15-ю броненосными кораблями различного класса на Черном море.

Поэтому кампанию против Турции в 1877 году на Черном море и реке Дунай российский флот начинал на*... энтузиазме и экспромте. Созданное в 1856 году Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ) позволило превратить его пароходы во вспомогательные крейсера. Ими и стали «Великий Князь Константин», «Веста», «Россия», «Владимир», «Ливадия».Из этих пароходов был создан крейсерский отряд, который успешно действовал на вражеских коммуникациях, позволив с первых дней войны вести активную оборону.

Прикрыв черноморские порты береговыми батареями (Одессу прикрывало 13 батарей) и минными заграждениями, вооружив пароходы артиллерией, русские моряки развернули наступательные действия.

Русские крейсера уничтожили и захватили в плен 13 турецких судов. Первым открыл счет крейсерский пароход «Ливадия».Он 24 августа 1877 года уничтожил в районе Варны двухмачтовое турецкое судно. Еще больший успех выпал на долю вспомогательного крейсера «Россия».Он 25 декабря 1877 года взял в плен турецкий пароход «Мерсина»с 800 турецкими солдатами и офицерами на борту. Героический подвиг совершил экипаж «Весты»(ком-pкапитан-лейтенант Баранов). 23 июля 1977 года он в 35 милях от Кюстенжи (ныне Констанца) вступил в бой с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд»и после пятичасового боя вышел из него победителем. Это был первый в мире бой паровых судов.

В 1862 году на Балтике были проведены успешные испытания шестовой мины или как её называли минного тарана. Действовал он так. К 15­метровому бревну (шпирону) прикреплялась мина (полуторапудовый пороховой зарад). Этот шпирон являлся продолжением форштевня броненосной канонерской лодки «Опыт».Когда канлодка приблизилась вплотную к мишени (шхуне «Метеор»),раздался сильный взрыв. «Опыт» отошел от подорванного судна без повреждений. Такими шестовыми минами решили вооружить маленькие паровые катера, которые уже применяли на Дунае для постановки минных заграждений. Первыми минными таранными катерами на Дунае стали «Джигит»(ком-pмичман Персии), «Ксения»(ком-р лейтенант Шестаков), «Царевич»(ком-pлейтенант Дубасов), «Царевна» (ком-pмичман Баль), «Шутка»(ком-pинж.мех Болеславский), «Мина»(ком- р лейтенант Скрыдлов), «Первенец»(ком-pунтер-офицер Иванов), «Петр Великий»(ком-pмичман Феодосьев), «Опыт»(ком-pмичман Персии) и «Генерал-адмирал»(ком-pгардемарин Аренс). Атака шестовыми минами требовала сближения с противником на дистанцию двух-трех метров. Личный состав минных катеров должен был обладать высокой выдержкой и смелостью.

Ночью с 25 на 26 мая 1877 года четыре минных таранных катера под командованием лейтенанта Шестакова атаковали в Мачинском рукаве у Браилова отряд из трех турецких кораблей. Без потерь с нашей стороны двумя шестовыми минами был пущен на дно однобашенный монитор «Сельфи». Сначала его повредил головной катер «Царевич»,но он остался на плаву. Тогда «Ксения»,атакуя под сильным огнём турок, ударила в борт миной и добила его. Гибель монитора произвела на турок сильное впечатление, и они поспешили отвести свои корабли из нижнего течения Дуная.

Но инициатива моряков этим не ограничилась. По предложению лейтенанта С.И.Макарова пароход «Великий Князь Константин»,которым он командовал, был впервые в мире оборудован как минный транспорт - носитель минных катеров, вооруженных шестовыми и буксируемыми минами.

На нем размещались катера «Минер»(ком-pмичман Подъямпольский, затем мичман Нельсон-Гирет), «Наварин»(ком-pл-т Макаров, позже л-т Вишневский), «Синоп»(ком-pл-т Писаревский), «Чесма»(ком-pл-т Зацаренный), позже к ним добавились миноноска №1 (ком-pл-т Пущин) и №2 (ком-pл-т Рождественский), которые обычно транспортировали на буксире.

Минный транспорт* действовал, в основном, против турецких броненосцев на удаленных рейдах Сулин, Сухуми, Поти, Батуми. Атаки производились ночью группами от двух до четырех катеров. Было повреждено несколько кораблей, но потопить броненосцы из-за слабого заряда шестовыми минами не удавалось. Буксируемые мины-крылатки были также ненадежными. По настоянию Макарова катера оборудовали аппаратами для пуска самодвижущихся мин-торпед Уайтхеда с килевых труб и буксируемых плотиков. Эти английские новинки были не только куплены за рубежом, но по лицензии стали выпускать заводы Лесснера и Обуховский в Петербурге.

Первая в мире успешная торпедная атака была совершена 26 января 1878 года потоплением турецкой винтовой канонерки «Intibah».Но об этом подробнее в следующей главе.

Результатом боевого применения минных катеров в Турецкую кампанию 1977-1878 явилось появление нового класса кораблей миноносок (превратившихся в начале XX века в торпедные катера) и миноносцев, минных крейсеров и, наконец, эскадренных миноносцев.

 

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика