История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Гибель АПЛ "Комсомолец"


Гибель АПЛ "Комсомолец"

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Гибель АПЛ "Комсомолец"

 

7 апреля 1989 года, Норвежское море. Советская атомная торпедная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685, разрабатываемая под шифром "Плавник" - К-278 "Комсомолец".

Создание АПЛ "Комсомолец" как опытной многоцелевой титановой глубоководной подводной лодки началось в середине 60-х годов. Разработчиком был ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин" а главным конструктором Н.А.Климов а с 1977 г. Юрий Николаевич Кормилицин. Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов (испытывалась на дизельной подводной лодке "Б-61").

Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав. Прочный корпус был разделен на семь отсеков. Легкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и был облицован резиновым противогидроакустическим покрытием. Система управления движением АПЛ имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контроль за поступлением внутрь прочного корпуса забортной воды, и вырабатывающая рекомендации по всплытию аварийной лодки на поверхность.

5 августа 1984 г. АПЛ "Комсомолец" под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный небывалый мировой рекорд глубины погружения - 1020 м. По словам штурмана лодки капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло, как лук. Гидроакустик слушаший погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: "...Я из-за вас чуть не поседел...Стоял такой скрип, такой скрежет.. ”. Но титановый корпус выдержал. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы торпедой УСЭТ-80. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

Надо отметить, что эта подводная лодка строилась необычайно долго. Ее на флоте прозвали "золотой рыбкой", поскольку оба корпуса были изготовлены из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей, а поскольку он был агрессивен к другим металлам, то его сопряжение с серийным оборудованием лодки требовало новых технических решений. Уникальная титановая подводная лодка сравнивалась с орбитальной космической станцией.

Основное назначение АПЛ "Комсомолец" состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Она была одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота, более скоростного, чем надводные торговые и пассажирские корабли, более надежного, чем авиация, ибо эксплуатация подводных лодок не зависит от времени года и погоды.

Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. Входила К-278 в
состав 6-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота, командующим которого на момент трагедии был адмирал Ерофеев Олег Александрович. Всего АПЛ выполнила 3 боевых службы. В феврале 1989 г. ей было дано название "Комсомолец".

В тот трагический день события развивались ориентировочно так.

АПЛ "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в подводном положении на глубине 157 м возвращалась с третьей боевой службы в базу со вторым 604-м экипажем, командиром которого был капитан 1 ранга Ванин Евгений Алексеевич. В 11:03 в седьмом необитаемом отсеке начался пожар, причина которого была не установлена. Там должен был находиться вахтенный матрос Нодар Бухникашвили из Абхазии, но на запрос по корабельной связи он не отвечал. Огонь быстро перекинулся в шестой отсек. Из-за пожара погибли четыре моряка. Лодка всплыла и попыталась передать сигнал об аварии, однако из-за помех он был принят в штабе только с восьмого раза.

Hа помощь АПЛ "Комсомолец" был отправлен мощный многомоторный самолет Ил-38, который в кратчайший срок мог сбросить спасательное снаряжение и мог часами летать над океаном на огромном удалении от берегов, и тихоходная плавбаза "Алексей Хлобыстов". При всплытии подводной лодки и выравнивании крена был израсходован весь воздух высокого давления (ВВД) и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода: по одной из версий, через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта (ЦГБ), по другой - через открытые системы вентиляции в корме. Через шесть часов в 17:08 "К-278" "Комсомолец" с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами 73град.43'17" с.ш. 13град.15'51" в.д. на глубине 1655 метров.

В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира "К-278" Е.А.Ванина, остались в ВСК. Отделившись от корабля, ВСК всплыла и сразу же затонула, из находившихся в ней остался в живых только один человек (мичман Виктор Слюсаренко), которого выбросило наружу избыточным давлением. Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Анатолий Матвеевич Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. Он не знал приказания покинуть подводную лодку. Воспользоваться спасательными средствами, сброшенными с Ил- 38 моряки, оказавшиеся в воде, не смогли. Через час подошедшая плавбаза "Алексей Хлобыстов" подняла на борт 30 оставшихся в живых подводников, трое из которых умерли по пути в Североморск. Всего погибли 42 человека, спаслись 27 человек.

Оргвыводов сделано не было. Лодка не была поднята.

Потерпевшая аварию подводная лодка не подала международный сигнал бедствия, поскольку командиру в соответствии с инструкциями запрещалось обращаться к иностранным государствам в связи с секретностью лодки. Если бы Ванин пренебрег этим запретом, то, как выяснилось позднее, многих жертв удалось бы избежать.

В 1988 г. между СССР и Норвегией было подписано межправительственное соглашение о предоставлении помощи гражданам двух стран, оказавшимся в экстремальной ситуации на море. В рамках этой договоренности в Буде (Норвегия) и в Мурманске (СССР) были созданы специальные спасательные штабы. Однако, штаб в Буде узнал о случившемся лишь через 12 часов после начала пожара и через 6.5 часов после гибели лодки. Сообщение поступило не из Мурманска и даже не от норвежских военных, а из средств СМИ. По словам начальника Главного центра спасательной службы в Буде У.Сендерланда, для спасения подводников могли быть задействованы как вертолеты "Си-Кинг" 330-й спасательной эскадрильи, так и норвежский корабль береговой охраны, находившийся в этот момент южнее острова Медвежий. Они могли прибыть в район аварии примерно одновременно - через 2.5-3 часа после получения сигнала бедствия. Вертолеты "Си-Кинг" способны взять на борт по веревочной лестнице до 20 человек и совершать посадку на судно береговой обороны.

Кстати о секретности. И норвежские газеты, и мировая пресса приводили в те дни подробные тактико-технические данные сверхсекретной лодки и схемы, показывающие расположение основных установок и вооружения. Таким образом, если бы "К-278" обратилась за помощью к норвежцам сразу после всплытия, то подводники могли бы быть спасены уже около 15:00, то есть за два часа до гибели подводной лодки.

Между тем расследование по уголовному делу, возбужденному Главной военной прокуратурой, оказалось крайне затруднено, поскольку субмарина находится в Норвежском море на глубине 1655 метров и лежит на плоском участке дна практически без крена и дифферента. Ее подъем и обследование пока невозможны. В конечном итоге следствие было приостановлено 26 января 1998 г. в связи с "неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого", и тем, что "установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки и ее осмотра не представляется возможным".

В районе гибели АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир" в 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находились 2 торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 г. было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.

Об этой трагедии в свое время много писали. Комиссия, которая была создана для расследования причин катастрофы, занималась и оказанием помощи семьям погибших. Но с распадом СССР обращаться матерям и вдовам стало некуда. И тогда группой подводников и судостроителей была создана благотворительная организация "Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ К-278 "Комсомолец" с задачей оказания посильной материальной помощи пострадавшим в той катастрофе. Идейным вдохновителем и главным "двигателем" Общества был и остается по настоящее время вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов.

Под опекой этого общества оказались тогда 26 вдов с 31 ребенком и более 60 родителей моряков, погибших на "Комсомольце". Но очень скоро, из соображений простой человеческой справедливости, общество стало оказывать помощь и другим нуждающимся родителям и вдовам подводников, погибшим в море в годы "холодной войны"...

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика